Джамшид хотел купить холодильник в кредит. Но банк отказал, потому что в кредитной истории Джамшида есть непогашенная задолженность. У Джамшида нет долгов — он закрыл кредит неделю назад, а в КАТМ почему-то до сих пор нет информации об этом. Разобрались, почему так могло случиться и как закрыть кредит правильно.
КАТМ — это бюро кредитных историй. Ещё его называют КИАЦ — кредитно-информационный аналитический центр.
В КАТМ хранится вся ваша финансовая информация: какие кредиты у вас были и есть, вовремя ли вы вносите платежи или бывают просрочки. На основании этих данных КАТМ присваивает вам кредитный рейтинг — чем он выше, тем больше шансов, что в будущем вы сможете оформить кредит на большую сумму и с выгодными условиями.
КАТМ не может ничего исправить в кредитной истории — бюро просто собирает информацию. Вы можете заказать в КАТМ выписку своей кредитной истории. Это можно сделать через госуслуги или на сайте КАТМ.
После того, как вы вносите последний платеж, кредит закрывается и пропадает в мобильном приложении. Но в КАТМ информация о закрытии кредита появляется не сразу. Поэтому если вы попытаетесь взять новый кредит сразу после погашения первого, банк вам откажет — ведь информацию о том, что кредит погашен, он еще не получил.
Когда вы закрываете кредит в TBC Bank, система автоматически отправляет данные в кредитное бюро. Обычно обработка данных занимает до трёх суток — два дня на закрытие счёта и день на передачу данных в КАТМ. В редких случаях о закрытии кредита в КАТМ не попадает.
Банки отправляют данные по кредитам через специальные программы, а КАТМ их обрабатывает. Это автоматический процесс, без участия сотрудников банков или кредитного бюро, поэтому случаются технические сбои — может произойти системная ошибка или ошибка в каком-либо модуле, связывающим банки и кредитное бюро.
Если через трое суток в кредитной истории не отразилась информация о закрытии кредита — позвоните в банк. В TBC Bank можно позвонить по короткому номеру 1150. Сотрудники проверят информацию и вручную передадут данные в кредитное бюро. Просто скажите сотруднику банка о каком именно договоре речь, и он найдёт информацию по нему.
Банк отправит вам sms, когда данные обновятся.
У человека может быть несколько кредитов в разных банках. В КАТМ они отображаются все. Например, у Джамшида 5 кредитов в разных банках. Если отправить информацию, что Джамшид закрыл кредит, то будет непонятно, какой именно кредит он погасил, а какой нет. Поэтому нужно указывать конкретный договор.