Телефонное мошенничество — самый распространенный тип мошенничества. В 2023 году граждане Узбекистана потеряли из-за него более 300 миллиардов сумов — это 24 миллиона долларов. Чтобы не стать жертвой преступления, прочитайте нашу статью. Мы расскажем, какие уловки используют мошенники, чтобы вас обмануть, и что делать, чтобы этого не допустить.
Родственник попал в беду
Взволнованный голос по телефону сообщает, что ваш брат/сын/жена/мать попал в аварию или совершил серьёзное правонарушение. И чтобы «решить вопрос» быстро и без последствий, нужно заплатить.
Как правило, испуганный человек действует на эмоциях, поэтому он сразу переводит деньги, чтобы спасти родственника. А через время оказывается, что с родственником всё в порядке, а деньги получили мошенники.
Такой вид мошенничества сильно действует на пожилых людей. Их легко напугать и заставить перевести деньги за спасение внука или сына.
Звонок из банка
17% киберпреступлений в Узбекистане — телефонные звонки «из банка». Официальный голос сообщает, что с вашей карты именно сейчас пытаются снять деньги. И чтобы деньги не украли, вам нужно подтвердить данные: сообщить номер карты, период действия, код с обратной стороны карты и код из смс. Если вы назовёте все данные — с вашей карты мошенники спишут все деньги.
Эта схема мошенничества известна уже много лет, но люди до сих пор попадаются в ловушку.
Перевод на «надёжный счёт»
Схема такая же, как и при звонке «из банка». Позвонивший человек представляется сотрудником государственных органов. Он может рассказать, что поймали банду мошенников и узнали, что планируется атака на ваши счета. Чтобы сохранить деньги, их надо перевести на надёжный счёт. Конечно, с условием, что вы их сможете забрать после следственных действий.
Ошибочный перевод
Вы получаете сообщение о зачислении денег на ваш счёт и тут же звонок. Человек говорит вам, что случайно скинул деньги не туда и просит их вернуть. Вы возвращаете деньги, а оказывается — переводите свои.
Подвох в том, что мошенники отправляют вам сообщение о зачислении денег с замаскированного телефонного номера, надеясь, что вы не будете проверять баланс своего банковского счёта. И часто это срабатывает: человек чувствует неловкость и хочет побыстрей вернуть деньги. Поэтому он не обращает внимания на то, действительно было ли зачисление, а просто переводит сумму обратно.
СМС с одобрением кредита или требованием подтвердить данные
34% киберпреступлений в Узбекистане — именно по этой схеме. Мошенники рассылают смс от лица банка. В сообщении — информация о том, что вам одобрили кредит, увеличили сумму займа или требование обновить данные по ссылке. Ссылка приводит на поддельный сайт банка. Если на этом сайте вы введёте номер своей карты и CVV-код, то мошенники спишут с неё все деньги.
Нуршод Бахромов, главный специалист по рискам TBC Bank
"Когда мошенники получают данные карты, они могут привязать её к платёжным приложениям, а потом использовать как транзитную для вывода денег. В этом случае вы невольно окажетесь сообщником мошенников, так как украденные или полученные мошенническим путем деньги будут поступать и выводиться с вашей карты. Поэтому если вы уже сообщили данные карты мошенникам или есть малейшее подозрение, что данные карты раскрыты, немедленно звоните в банк и блокируйте карту."
Ссылка на оплату на OLX и других площадках
Вы продаёте товар на OLX и вам пишет покупатель, который готов купить. Он говорит, что оплатил товар онлайн-платежом и отправляет вам ссылку для подтверждения. Или он может попросить отправить товар через службу доставки, например, BTC Pochta и отправит ссылку для регистрации. Ссылка и есть мошенничество. На сайте по ссылке вам нужно зарегистрироваться и ввести номер своей карты, срок её действия, CVV-код и одноразовый пароль из смс. Если вы это сделаете — мошенники снимут все ваши деньги с карты.
Часто «покупатели» пишут не на сайте площадки, а в мессенджер, например, в Телеграм. Если вы получили сообщение в мессенджере от покупателя — скорее всего. это будет мошенник. В интернете много отзывов от людей, попавших в такую ловушку.
Примеры ссобщений от мошенников. Иногда заподозрить неладное очень сложно. Скриншоты взяты из телеграм-канала Kurbanoff.net.
В разговоре мошенники используют психологические уловки. Вот несколько признаков, по которым можно сразу понять, что вам звонит мошенник — из «банка», «полиции», «радио» или откуда угодно ещё.
🙄Не дают время подумать
Главное для мошенника — не дать вам задуматься. Поэтому он быстро говорит и часто употребляет слова «срочно», «немедленно», «сейчас», «иначе вы потеряете деньги». Когда человек в панике, его легче убедить перевести деньги на «надёжный» счёт или сказать код от смс, чтобы, например, отменить заявку на кредит.
🤬Угрожают
Если вам звонит «сотрудник госорганов», он будет настаивать на сотрудничестве и грозить тюрьмой или большим штрафом, если вы откажетесь. Также он не разрешит вам посоветоваться с родственниками или друзьями, так как это будет «разглашение секретной информации».
👊Внушают, что банк — против вас
У банка есть технологии, которые помогают отследить подозрительные операции и запретить их. Обычно сотрудники банка перезванивают клиенту и уточняют, не снимает ли он деньги под воздействием мошенников. Например, так делают в TBC UZ, чтобы убедиться, что клиент принимает самостоятельное решение без давления со стороны.
Мошенникам не нужно, чтобы вы звонили в банк и получали информацию, поэтому они будут убеждать вас, что «банк заодно с преступниками». Или требовать, чтобы вы ответили сотруднику банка, что «ни с кем не говорили и приняли решение лично». Если услышите такие слова — перед вами точно мошенник и разговор лучше прекратить..
🙏Просят коды от смс, карты или пароли от личного кабинета
Настоящий сотрудник банка, полиции и любой другой организации никогда не попросит у вас код. По закону он не имеет на это права, иначе его уволят и привлекут к уголовной ответственности.
В любом случае, если почувствовали неладное — сразу отключайте звонок. Позвоните в свой банк или полицию — если действительно звонили их представители, они подтвердят. Но, скорее всего, окажется, что вы чуть не стали жертвой телефонных мошенников.
Бывает, что мошенник в разговоре не даёт вам сделать паузу и отключить телефон. Тогда просто перестаньте слушать на минуту — положите телефон на стол и отойдите на несколько шагов, опустите руку с телефоном вниз и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это поможет вам немного успокоиться и вспомнить, что вы читали или слышали об интернет- и телефонных мошенниках.
Банк следит за операциями клиентов и в случае малейших подозрений временно блокирует счёт и перезванивает клиенту для уточнения. Но распознать сложно, по собственному желанию вы переводите деньги на другой счёт, или вас заставляют. Если вы уже перевели деньги мошенникам, то сразу позвоните в банк на горячую линию или обратитесь в службу поддержки в чате приложения или на сайте. Вам подскажут как действовать дальше.
Банк может помочь в расследовании, например, своевременно заблокировать счета и карты, но всё, что касается возврата денег, — дело милиции. Поэтому обязательно напишите заявление в правоохранительные органы, даже если сумма, которую вы перевели мошенникам, небольшая, и вы не хотите тратить время на разбирательства. Это можно сделать лично в отделении милиции или в электронном виде на сайте МВД.
В заявлении подробно опишите ситуацию, приложите скрины переписки, запись разговора (если есть), скришноты поддельного сайта, банковские выписки, — всю информацию, которую сможете собрать. Это поможет быстрее разобраться в ситуации и найти мошенников.
Банки постоянно совершенствуют свою систему безопасности, блокируют фейковые сайты банков и платёжных систем, которые создают мошенники, отслеживают мошеннические сценарии поведения. Если действия пользователя попадают под такой сценарий — банк блокирует карту до выяснения обстоятельств. Также у банков есть черный список IP-адресов и браузеров, с которых работают мошенники — их тоже сразу блокируют.
Чтобы не стать жертвой мошенников, запомните эти простые правила и расскажите их своим пожилым родственникам:
1. Никому не передавайте коды из смс — банк никогда не запрашивает код из смс.
2. Не переводите деньги на другие счета — банк никогда не попросит перевести деньги на «безопасный» счёт. Все настоящие счета в банке — уже безопасные.
3. Если звонят по поводу попавшего в беду родственника — положите трубку и перезвоните родственнику сами.
4. При любых сомнениях — кладите трубку и перезванивайте в банк.
Мы подготовили специальные памятки, которые можно использовать как заставку на телефоне или распечатать и повесить дома на видном месте, если родные не используют смартфон. Скачайте подходящую заставку и, возможно, это поможет защитить вашу маму, бабушку, папу или дедушку. Для удобства мы сделали их на трех языках: русском и узбекском на кириллице и латинице.