Фотография — одно из самых популярных направлений в творческой сфере. Однако, даже среди большого фотокомьюнити Узбекистана есть те, кто пытается выйти за привычные рамки и сделать что-то уникальное.
Яна Моделова поговорила с Анастасией Солдейн — фотографом-коллажистом, которая использует для своих работ любые материалы, хочет снять свадьбу в горах и находит подход даже к фотографиям на виньетки.
Мы с Настей знакомы уже несколько лет. Я была одним из организаторов конкурса для фотографов, в котором она принимала участие. Примечательно, что на фоне остальных конкурсантов, Настя была единственной, кто снимал на телефон, а не на профессиональную камеру. И, что даже сейчас вызывает удивление, именно Настя выиграла — победителя выбирали подписчики нашего аккаунта, и многие до последнего не верили, что Солдейн фотографировала на телефон.
С момента того конкурса прошло почти три года. Теперь фотографирует и на камеру, не берет TFP-съемки и открыла запись на обучение коллажному искусству. Я в свою очередь уже не провожу конкурсы, пишу статьи и ищу локальных героев для интервью. И именно с Настей я хотела провести интервью больше всего.
— С чего началось твое увлечение коллажами?
— Я всегда любила рисовать, старалась что-то срисовывать, обводить. В какой-то момент я заметила, что почти все свои работы я либо кому-то отдаю, либо дарю. Где-то к пятнадцати годам я поняла, что можно делать открытки. Я ведь все равно все раздаю, а открытки прекрасно для этого подходят.
Так я начала делать открытки: что-то клеила вручную, что-то рисовала. Я занималась этим долго, но в какой-то момент поняла, что начала выгорать. Мне казалось, что я — какая-то посредственность, а открытки никому не интересны. В какой-то момент мне пришла в голову идея совместить два моих любимых занятия: фотографию и открытки. Я распечатала свои фото, порезала их, что-то наклеила и поняла — это оно.
— То есть открытками ты занимаешься уже девять лет. А как пришла к фотографии?
— Пытаться что-то фотографировать я начала еще в тринадцать. В школе обрабатывала фотографии в популярной на тот момент Retrica, даже покупала премиальные фильтры. Делала селфи. А потом познакомилась со своей лучшей подругой Камиллой.
К тому моменту как раз набирали популярность различные Instameet’ы, в которых мы с ней принимали участие.
Instameet — формат прогулок или встреч, во время которых можно провести фотосессию с единомышленниками на определенную тематику, зародившееся в Америке. Свое название такие прогулки получили из-за приложения Instagram.
Тогда набрать популярность на фотографиях в инстаграме не составляло труда. Если пост «залетал» в рекомендации, то спокойно набирал по тысяче лайков. Сейчас я очень скучаю по тем временам, когда в инсте можно было так легко раскрутиться.
Правда, в моей семье к фотографии относились не очень хорошо. Родители считали, что на фотографии не заработать, и мне обязательно нужно получить корочку, стать серьезной и работать в офисе. Поэтому камеры у меня не было, и я фотографировала на телефон — не думала, что свяжу свою жизнь с фото.
Через несколько лет родители смирились — вряд ли я стала бы химиком и открыла аптеку, как этого хотели в моей семье. Так мне подарили первую камеру, и я начала снимать серьезно и пытаться заработать. Сначала просто снимала подругу, но, когда она улетела учиться в Москву, стала писать блогерам. В отличии от обычных клиентов, блогеры уже обучены работать с камерой и процесс шел проще и быстрее. К тому же, я снимала их бесплатно — и для портфолио, и потому, что мне очень сильно хотелось снимать.
В какой-то момент мне просто написали и спросили, сколько будет стоить сессия. Так я заработала свои первые двести тысяч сумов с фотографии.
— Как ты пришла к своему стилю? Он сильно отличается от стиля других фотографов.
— Я как-то сразу начала снимать более «темные», в сравнении с другими, фотографии. Пока на инстамитах все брали какие-то общие кадры, я отправляла подругу то в кусты, то на чуть ли не на край обрыва.
Сейчас я понимаю — если люди идут ко мне за фотосессией, они идут именно за моим стилем и видением. Простая съемка «лишь бы у кого-нибудь» им не нужна. И это помогает мне экспериментировать. Я могу сказать человеку, мол, давай поднимем тебя на дерево и сфоткаем вот так. И он согласится, потому что именно за этим он и пришел.
— Как ты считаешь, насколько полезно ходить на мастер-классы или на те же самые инстамиты?
— Я считаю, что участвовать в таких мероприятиях всегда нужно и полезно. В любом случае, это опыт. Даже если ты провел уже не один десяток фотосессий и имеешь собственный багаж знаний, участие в мастер-классе другого фотографа помогает тебе замечать какие-то мелочи, на которые ты бы сам не обратил внимания. Никогда не поздно научиться чему-то новому.
— Как ты развила насмотренность? Что можешь посоветовать тем, кто собирается фотографировать?
— Даже не знаю… Я визуал — все в этом мире воспринимаю через глаза. Ну и, может быть, опыт — уже столько лет я смотрю на окружающее с разных ракурсов.
Плюс, я такой человек, которому можно сказать «посмотри вот это», и я приду домой и реально сяду смотреть. У меня есть список фильмов, которые уже просмотрены, и которые я должна посмотреть. Возможно, это тоже играет некую роль в развитии насмотренности.
Иногда я просто выхожу на улицу и фотографирую все подряд. Могу весь день просто гулять и делать разные кадры, а потом их перебирать. Тут еще есть очень классный прием: выходишь и фотографируешь только определенный цвет. Например, красный. Так ты направляешь фокус только на что-то конкретное.
— Возвращаясь к теме твоих коллажей: что ты используешь в работе?
— Вообще всё, без шуток. Начиная с цветной бумаги и заканчивая окурками. У коллажей нет строгих рамок и правил, поэтому если что-то подходит по концепции, это всегда можно прикрепить степлером или на клей.
В последнее время меня очень заинтересовала вышивка на фото. Я начала с небольшой цветочной композиции: стебель длиной, ну, сантиметров девять, и пара бутонов. Все это я вышивала часов пять, не меньше.
Сейчас уже уходит меньше времени, приноровилась. Не так давно впервые отсняла свадьбу и решила вышить на фотографии целый сад из цветов. Я потратила 20 часов работы и вышила 246… нет, 247 цветов. Не могла же четное!
— А как коллажи собираются?
— Сначала, естественно, происходит сама съемка. Затем я обрабатываю фотографии, отбираю подходящие по задумке, распечатываю, и уже потом начинаю собирать. После сборки сканирую получившийся результат — и готово.
Свои истории в инстаграме я тоже оформляю с помощью коллажей. Но обычно я заранее продумываю, что буду выкладывать в определенный день, поэтому сразу готовлю шаблоны, которые загружаю в течение дня.
На сборку таких шаблонов я трачу где-то полтора часа. С утра планирую публикацию поста в определенное время, делаю подводки, оформляю, а потом просто делюсь.
— Я слышала, что недавно ты стала преподавать искусство коллажирования. Расскажи подробнее, пожалуйста.
— Это индивидуальные курсы. Я точно не собиралась делать какой-то общий курс, хотя несколько моих знакомых-продюсеров предлагали делать прогревы и «рубить бабло». Я понимала, что даже если соберу группу из десяти человек, не смогу дать им того, что даю на индивидуальных занятиях.
Недавно одна девочка закончила обучение, очень ею горжусь. Я её курировала, иногда даже немного «поругивала», но сейчас вижу, что она прекрасно справляется. Да и не сказать, что я прям «ругала» — скорее просто объясняла, почему вот эти цвета не подходят и почему нужно попробовать сделать вот так.
— Сколько обучение занимает по времени? Я понимаю, что все индивидуально, но может быть и такое, что человек все схватывает на лету. Или сколько… часов, дней, недель должно пройти, чтобы человек, который до этого никогда не снимал и тем более не делал коллажи, смог выдать что-то достойное и красивое?
— Обычно я провожу с учениками три съемки — две в студии и одну на природе. Затем мы просто садимся с материалами и работаем по три-четыре часа, пока не начинает получаться что-то действительно красивое.
Естественно, я объясняю каждый шаг, который мы проходим. И перед самой съемкой, и во время: почему нужно снимать так, или что вот такой кадр подойдет для такого коллажа.
То же самое с подготовкой и работой с коллажами. Объясняю, что некоторые принтеры могут не выдавать требуемые цвета, как с этим работать и что делать потом со сканированием.
Для работы с коллажами я приношу все инструменты, начиная от ножниц и заканчивая стопками журналов, вырезок, салфеток и наклеек.
— Ты не боишься, что после твоего обучения у тебя появится конкуренция?
— Нет. Для меня это, наоборот, мотивация сделать лучше. Потому что сейчас у меня возникает ощущение, что в Ташкенте мне не с кем конкурировать. Смотрю на ребят из других стран и такая: «Вааау, а я ведь тоже так могу».
— Кстати, о материалах — где ты их берешь? Как пополняешь «коллекцию»?
— Ой, да всегда по-разному. Что-то просто так отдают друзья, что-то нахожу самостоятельно. Не знаю… Например, куплю футболку, и думаю: «О, какой пакет классный, надо оставить». Друзья уже понимают, что можно принести из дома что-то ненужное Насте и она найдет, что с этим делать. Старые журналы, пластинки, открытки, макулатуру — беру почти все.
— Твоя комната еще не превратилась в филиал Янгиабада? Наверняка, это занимает много места?
— Есть такое, да. Но, у меня много полочек, на которых я все это складирую, так что место пока еще есть. С одной стороны — клево, конечно, но с другой — совсем нет.
— Одно время ты прямо выкладывала расписание на месяц, где было много свободных окон для записи на фотосессию. А сейчас ты делишься только прошедшими съемками. Их стало меньше? Или ты просто стала реже снимать?
— Да, раньше съемки стоили меньше, и я думала, что для хорошего заработка мне нужно брать больше съемок. А теперь я могу брать всего пять-шесть фотосессий в месяц и спокойно жить на эти деньги. Съемка у меня стоит от 150 долларов, в зависимости от задумки, услуг визажиста, аренды студии и остальных мелких вопросов.
— Ты сама собираешь мудборд фотосессии? Или клиент все-таки может вносить какие-то правки? К примеру, кто-то прям очень хочет фотографироваться в Ботаническом саду, а ты понимаешь, что ну вот вообще никак.
— Знаешь, если клиент прям очень хочет сфоткаться в Ботаническом, я предлагаю просто поехать в горы. Они всего в 40 минутах от города, но кадры выйдут гораздо симпатичнее. Но, конечно, перед фотосессией я всегда прошу скинуть фотографии из моего профиля, которые нравятся клиенту.
Допустим, ко мне записывается девушка-узбечка и хочет что-то фольклорное. Это же классно! Я сразу предложу есть снять что-то наподобие «Принцессы на горошине», только на курпачах. И что-нибудь вышить на тюбетейке.
Если кто-то хочет черно-белую съемку — предложу сделать коллажи со страницами из книги, например. Но не буду предлагать милой девочке с розовыми волосами залезть в грязь и устроить панк-фотосессию. Просто потому что это не для неё, и ей будет некомфортно. А потом придет кто-то другой, более вайбовый, который сам первый предложить попрыгать в грязи по лужам. И это будет супер!
Вообще, я стараюсь быть с моделью максимально на одной волне — всегда предлагаю встретиться чуть заранее, попить кофе, поболтать. Чтобы у модели не было волнения, чтобы она чувствовала, что мне можно доверять.
Конечно, тут многое зависит от клиента, но я всегда стараюсь прислушиваться к пожеланиям. Если можно сделать лучше — предлагаю.
— Ты победила в конкурсе от Exponaut, снимая на телефон, в то время как все твои конкуренты снимали на профессиональные камеры. Сейчас ты тоже снимаешь на камеру. Вопрос: важна ли техника? И с какой тогда начинать?
— Разницы как будто и нет, если вам не нужны все эти фишки с расширениями и так далее. Вообще, решает только то, ровные ли у вас руки и куда смотрят ваши глаза. Я знаю людей с очень дорогим оборудованием стоимостью в тысячи долларов, но кадры у них получаются так себе.
— Какие у тебя планы на ближайшие проекты? Может, хочется попробовать что-то новое?
— Да, сейчас я ищу человека, который сможет изготовить для меня пару вещей из папье-маше. У меня есть задумка снять цикл фотографий о снах. А еще хочу сделать ню-съемку с выпадающими зубами… Не знаю, такое, наверное, многим снилось.
Сейчас еще понемногу хочу уйти в видео и сделать нарезку из 700 своих фотографий. Такой, полноценный клип.
— А расскажи напоследок про свою самую любимую фотосессию. Какой она была?
— Ой, знаешь, моя самая любимая съемка на сегодня — свадьба двух актеров. Там прямо звезды сошлись, это было потрясающе. К тому же, почти все гости — коллеги жениха и невесты, поэтому атмосфера там была нереальная и сказочная. Там никто никого не стесняется, не боится камеры.
Я сняла эту свадьбу всего за 500 тысяч просто потому, что сама до жути хотела пофоткать именно свадьбу. И после съемки все коллажи, всю обработку делала по своему вкусу. Добавила еще традиции какие-то — они там торт резали, гости бросали рис. Или вот эти вот фотки, где жених как бы «держит» невесту на руке, словно она Дюймовочка.
Я заметила еще, что если выливаю в фотографию свои эмоции или чувства, они лучше заходят. Может быть, это такой знак от Вселенной…