Пять дней, два города, семь локаций, тысячи отснятых кадров — краткое описание новой экспедиции в рамках проекта TBC Ornaments, которая проходила с 9 по 13 июня. Команда экспедиции состояла из девяти человек, в числе которых кураторы Сардор Бабаев и Ферузхан Якубходжаев, эксперт — доктор искусствоведения Бинафша Нодир, видеограф TBC Bank Камрон Хисровдинов, фотограф, журналистка и администратор.
Это уже третья экспедиция по сбору и дальнейшей оцифровке традиционных орнаментов, используемых в прикладном искусстве на территории Узбекистана. Предыдущие поездки были сконцентрированы на сборе орнаментов, используемых в текстиле и керамических изделиях. Команда посещала Ташкент, Бухарскую, Самаркандскую и Ферганскую области.
На третьем этапе команда отправилась в Кашкадарьинскую область, посетила Карши и Шахрисабз. Отличием новой экспедиции стало то, что большое внимание в этот раз уделили декору архитектурных памятников.
Первый день команда провела в Карши — снимали майоликовую плитку, которой облицовывали фасады арочных проходов и купола, резные деревянные двери и колонны комплекса Одина. Построенные в XIV веке медресе и мечеть Одина стали первыми учреждениями для женщин в городе. Атмосфера была праздничная — там готовились к проведению фестиваля фольклорной музыки.
Следующей целью стал мемориальный комплекс Абу Убайда ибн аль-Жаррох, построенный в XV веке. На территории есть мавзолей с древними захоронениями, несколько хаузов, многолетняя чинара, а также минарет с бутафорскими аистами и гнездом на его верхушке.
Два следующих дня прошли в Шахрисабзе — городе, где родился Амир Темур. Он сделал из ранее небольшого поселения развитый центр и построил дворец Ак-Сарай, ставший его резиденцией. Фотограф под руководством искусствоведа снимал наиболее сохранившиеся узоры, доступные для последующей оцифровки.
В этот же день команда посетила Шахрисабзский музей истории и материальной культуры имени Амира Темура, который находится на территории комплекса медресе Чубин. Работники музея предоставили вещи из архива — сюзане, ковры, чапаны, паранджу и пояса с орнаментами не только Кашкадарьинской области, но и других регионов Узбекистана.
Третий день экспедиции прошел в мастерской Юлдуз Мамадиёровой, которая находится в здании Чорсу. Это предпринимательница, которая в 2003 году объединила местных мастериц и организовала производство текстильной продукции с использованием традиционных для Шахрисабза орнаментов и технологии вышивки «ироки».
После мастерской команда посетила комплексы Дор-ут-Тиловат (усыпальница Темуридов) и Дор-ус-Саодат — на территории построек сотрудники экспедиции снимали орнаменты архитектурного декора.
Четвертый и пятый день экспедиции прошел в Карши, в Краеведческом музее Кашкадарьинской области. Команде предоставили обширный архив изделий, украшенных всевозможными орнаментами — посуду из керамики и металла, ковры и сюзане, изразцы. В музее обнаружилась коллекция акварельных рисунков изделий прикладного искусства художника М.Е. Апельбаума (1942-1946 гг.). Часть орнаментов, которые детально зарисовал Апельбаум около 80 лет назад, сегодня уже не найти.
О том, что осталось за кадром — о передвижениях, еде, общении с мастерами и о других подробности внутренней кухни проекта TBC Ornaments, можно будет прочитать в следующем материале об экспедиции в Кашкадарью.
Использованы фотографии Виктории Ерофеевой, Светланы Ли и Сардора Бабаева