С 5 по 12 мая знаковые для культурной ташкентской молодёжи локации — moc hub, 139 Documentary center, Goethe-Institut, пространство ISH PISH, а также Музей прикладного искусства и Узбекский Национальный театр кукол — стали площадками для серии лекций, мастер-классов и конкурсных показов в рамках TIAF–23.
Этот международный фестиваль анимации проводится в столице уже второй раз. Сегодня Дарья Гордеева расскажет о том, как это происходило, какие трудности переживает региональная анимационная школа и какие цели ставят перед собой организаторы.
Данте Рустав, режиссёр, организатор и программный директор TIAF, поделился историей его создания и рассказал об основных целях и задачах фестиваля.
Данте: «Всё началось с детской анимационной студии, в которой мы с женой преподавали анимацию. И когда готовых фильмов скопилось достаточно много, встал вопрос, где же их показывать. Тогда мы поняли, что подходящей площадки в Ташкенте просто не существует. Для этого и был придуман фестиваль».
Площадка, созданная первоначально для показов детских анимационных работ, в итоге объединила профессионалов и любителей анимации со всего Центрально-Азиатского региона и протянула «мостик» к западной фестивальной культуре. В показах приняли участие фильмы из 75 стран со всего мира. Но фокус был и остаётся на поиске, привлечении и поддержке локальных авторов.
Данте: «Сегодня центральноазиатские аниматоры не могут составить реальную конкуренцию серьёзной большой анимации в мире. TIAF для них — это возможность "обрасти мышцами", найти себя и потом уже выходить на более крупные площадки. Помимо конкурса, в этом году мы постарались включить в программу большие зарубежные фестивальные хиты, чтобы наша публика смогла познакомиться с самыми свежими новинками и тенденциями мировой индустрии».
В прошлом году в программу TIAF-22 была включена ретроспектива работ узбекской школы анимации советского периода. Зрители могли увидеть на большом экране отреставрированные и оцифрованные копии таких мультипликационных шедевров как «Будет ласковый дождь», «Волшебный сундук», «В квадрате 6x6», «Чигирёк», «Железное дерево» и «Царевна мышей». Многие из представленных фильмов долгое время считались утерянными.
Но как случилось, что самобытная узбекская анимация, как, впрочем, и другие региональные школы, утратила свою актуальность и фактически впала в анабиоз на долгие годы? Об этом в рамках лекции «Анимация в Центральной Азии» подробно рассказали спикеры из Казахстана — режиссёр анимационных проектов Иван Ардашов и преподавательница визуального искусства в International School Almaty, режиссёр и обладательница гран-при TIAF-22 Анита Черных. Они познакомили аудиторию с историей становления анимации в регионе и с тем, как обстоят дела в индустрии сейчас.
Анита: «Анимация в Советском Союзе в целом была достаточно утилитарной и воспринималась больше как инструмент для воспитания в молодёжи традиционных советских ценностей. Она хорошо финансировалась и должна была быть эстетичной, приятной и понятной широкому зрителю. После распада СССР, в период кризиса, поток финансирования значительно уменьшился. В результате утратили силу художественные советы, многие авторы отошли от дел, сама школа преподавания угасла.
В 90-х годах государство в основном оказывало поддержку проектам на основе фольклорных и классических сюжетов. При этом, делая выбор в пользу глобализации, спонсировало производство мультфильмов, стилистически похожих на продукты Disney и Pixar.
По факту, за 20 лет этот, считавшийся беспроигрышным, подход успеха так и не принёс. Зато появилось большое количество независимых студий, которые пытаются из подручных средств создавать новые истории, экспериментируя и доказывая, что анимация — это не только для детей. При этом в своих проектах они сохраняют и некий национальный колорит, отражают менталитет, не делая нарочитых фольклорных отсылок».
Благодаря доступности современных технологий, анимация совершила революционный скачок. Технически любой школьник, используя всего пару приложений на своём смартфоне, способен оживить персонажа, создать собственное авторское произведение и стать лауреатом международных конкурсов наряду с профессионалами индустрии. Авторам будто «развязали руки», предоставив возможность для бесчисленных экспериментов над формой и содержанием.
Конкурсная программа 2023 года поделилась на секции, посвящённые каждому из направлений современной анимации. Визитной карточкой фестиваля стала категория «Home sweet home», в которой организаторы собрали самые сочные и свежие плоды трудов местных авторов.
Также были представлены работы в категориях «Youth heroes» (детская анимация), «Silence is gold» (немая анимация), «Flower of cotton» (анимация, сделанная женщинами), «Minute films» (анимация длиной в минуту), «Animadoc» (документальная анимация), «Asian crossroads» (анимация со всей континентальной Азии), «Neighbors» (украинская анимация вне конкурса), «Hot asian night» (анимационные клипы), «Step by step» (танцевальные фильмы), «To the moon and back» (кураторская программа), «Bloody crazy sea» (хоррор-анимация) и в вовсе не поддающейся представлениям о нормальности категории «Not normal» .
Меня, как обывателя, помимо прочего, заинтересовал феномен документальной анимации. Ведь кажется, что сама технология создания мультфильма по своей сути противоречит призванной фиксировать реальность документалистике. На деле же так называют анимационные фильмы, основанные на реальных событиях и фактах. Здесь вам и личные истории, и семейные тайны, и преодоление психологических травм, и поиск самоидентичности, и даже попытка разобраться, куда делось Аральское море.
«Молодое поколение очень хорошо понимает язык анимации, его степень условности, и им интересны серьёзные истории, рассказанные этим языком. Поэтому современное фестивальное кино ищет уже не столько традиционных диснеевских изобразительных решений, а больше экспериментирует», — отмечает преподавательница кафедры цифровых искусств PRATT Institute (Нью-Йорк), режиссёр анимационных фильмов, а также кураторша лаборатории TIAF и член основного жюри Юлия Рудицкая.
Юлия: «Всё более популярным становится короткий метр и формат антологии (серии короткометражек, объединённых общим миром, сюжетом или концепцией). Мы привыкаем концентрироваться на коротком и ёмком формате. Возникает всё больше смешанных техник. И в целом, анимация наконец начинает получать признание в качестве полноправного кинематографического языка. Ведь это не просто жанр, а отдельный вид искусства.
Фестивальные работы настолько разнообразны, что мне, как члену жюри, бывает довольно тяжело их оценивать. Кроме того, я знаю процесс "по другую сторону баррикад" — знаю, сколько сил, души и времени в него вложено. Но, тем не менее, есть несколько важных для меня аспектов. Во-первых, это ясность самой идеи и её донесения до зрителя. Конечно, оригинальность. Бывает очень добротно, крепко сделанное кино, но ты уже сто раз подобное видел. Секрет успеха, по-моему, в сочетании этих двух составляющих. Также я обращаю внимание на то, как реализовано движение. Оно может быть очень сложным, а может быть простым, но при этом ясным, элегантным и точным.
Но главное, чтобы фильм вызывал эмоции. Когда получается полностью погрузиться в кино, не замечая того, как оно сделано — это значит, что оно сделано хорошо».
О том, как и из чего сделать хорошее анимационное кино, Юлия рассказывала на своих мастер-классах. Её ученицами в рамках программы TIAF: Education стали юные художницы-аниматорки из Ферганы.
Вместе они брейнстормили в поисках идеи, учились выстраивать сюжет, делать раскадровку и оживлять персонажей с помощью монтажных программ. И уже на этапе мозгового штурма (а мне довелось понаблюдать за этим процессом со стороны) поражало то, как свежо и концептуально мыслят эти девчонки. Тут был и вулкан, извергающийся попкорном, и шторы, которые мечтают сбежать, и сотый барашек, из тех, что дети считают перед сном, очередь до которого никогда не доходит. А за соседней дверью на мастер-классе по коллажу с художницей-иллюстратором Юлией Дробовой отпускали свою фантазию в полёт уже взрослые участники.
Юлия Рудицкая: «В анимации есть и терапевтический аспект. Ты можешь погрузиться в какой-то другой мир, мир бесконечных возможностей, и выражать в нём то, что тебя беспокоит. Такая рефлексия через искусство. Здесь можно побыть другим персонажем, посмотреть на мир его глазами. Так ты учишься эмпатии. Кроме того, это коллективная работа, обмен идеями, эмоциональная поддержка. Мне кажется, творческому человеку очень важна питательная среда».
В тот же фестивальный день мне повезло побывать и на лекции Сони Горя, посвящённой тому, как наладить контакт между творцом и искусством (или как довести проект до конца и не свихнуться). Соня рассказала о том, что помогает оптимизировать творческий процесс и сделать рутинные задачи более приятными, зачем художнику райдер, как создать рабочее пространство, где можно быть «глупым, голым и весёлым», как важно «выгуливать глаза» и про то, что уверенность — это мускул. Всё это — лишь одна лекция из целой череды мероприятий с экспертами и профессионалами индустрии в рамках TIAF-23.
Данте: «Наш фестиваль делает упор на образовательные программы. Мы решили, что нет смысла перестраивать-переучивать "старую школу", а нужно взращивать новые кадры. К нам приезжали международные специалисты с лекциями и мастер-классами. Наша цель — простая, но в то же время глобальная — создать анимационную индустрию в Центральной Азии практически с нуля».
Среди вышеупомянутых мастер-классов был и двухдневный воркшоп по пластике тела «Человек-кукла» с актрисой и художницей Машей Гольм, и четырёхдневный курс по созданию танцевального перфоманса на основе повседневных ритуалов от хореографа Карины Хананея и режиссёра Макса Эпштейна. Результатом их работы стало невероятное выступление на церемонии закрытия фестиваля в Узбекском Национальном театре кукол.
Данте: «В этом году фестиваль стал более мультидисциплинарным. Мы оттолкнулись от того, что анимация — это ожившее движение. Так в нашей программе появилась хореография, появились перфомансы. В общем, любое движение, как на экране, так и вне его».
В плотном фестивальном расписании можно было найти и лекции о театре, и опен-ток о том, «как взять Оскар», и ещё множество выступлений, перфомансов, бесед и практик, вдохновляющих и полезных для всех любителей искусства и самих творцов. Мне и самой стало немножко досадно, что не получилось «объять необъятное» и побывать на каждом фестивальном дне. Но я надеюсь наверстать упущенное в будущем году.