24 апреля 2023

Импровизация — искусство существования в моменте

В самом начале года, во время новогодних каникул, мне повезло побывать на одном из выступлений курса актёрской импровизации «Другие люди». Оно проходило на сцене Греческого Культурного Центра в Ташкенте и было доступно всем желающим абсолютно бесплатно. Для меня тот вечер стал вечером приятных открытий и тёплой ностальгии. Всё, что здесь творилось, неминуемо возвращало меня в мой 2004-й, на первый курс мастерской режиссуры и занятия по актёрскому мастерству.

 

Мне, очень серьёзной семнадцатилетней девочке с горящими глазами, тогда казалось, что самое главное — не упасть лицом в грязь. Не пасовать, не ошибаться, ни в коем случае не обнаружить, что я хоть в чём-то уступаю старшим однокурсникам. И знаете, что? Я зажималась, трусила и совершала в десять раз больше ошибок, чем если бы наплевала на всё и просто начала играть.

 

Игра — это самый первый и самый естественный для человека механизм обучения. Играючи, с самого детства мы познаём мир и учимся взаимодействовать с ним. Глядя на то, как взрослые дяди и тёти шалят и бесятся в свете прожекторов, ты вдруг осознаёшь, как давно не испытывал того детского восторга, непосредственности и безоглядной вовлечённости в игру. Говорят, что актёры — это дети, которые отказываются взрослеть. Похоже на то. Но значит ли это, что, не будучи актёром, каждый из нас навсегда утрачивает способность играть? Зачем это взрослому человеку? И что же такое, на самом деле, импровизация?

 

Эти и другие вопросы я решила задать актрисе, автору и педагогу курса актёрской импровизации Анастасии Прядкиной и нескольким её ученикам.

 

Анастасия Прядкина: «Люди в большинстве своём друг друга не слышат. Сидят два человека и каждый о своём разговаривает. Люди в большинстве привыкли придумать себе какую-то картинку, что будет дальше, и жить вот этим будущим, которого, возможно, не случиться. А здесь ты получаешь ощущение полноты жизни, детского восприятия. Ведь в детстве ты живёшь в моменте. Хочется плакать — плачешь, через минуту прошёл пальчик — и ты уже улыбаешься. Съел какую-то конфету — по-настоящему насладился её вкусом. Если играешь, то ты полностью в игре, не думаешь о том, что делать завтра, а что было вчера. Вот это и есть импровизация».

 

 

С чего всё началось?

 

Анастасия: «Театр мне нравится очень давно. Была прямо влюблена в "Ильхом", грезила этой историей, учась на журфаке, писала всегда про них. Но, по разным обстоятельствам, всё никак не удавалось попасть в набор [школы-студии при театре]. Пропустила несколько студий, но в итоге в 25 лет я поступила. Теперь работаю актрисой в Ильхоме, и там же завлитом.

 

В какой-то момент мне предложили вести актёрский курс для любителей, куда могут прийти абсолютно все желающие. Три месяца по три часа три раза в неделю — сценическая речь, актёрское мастерство. Хороший такой, интенсивный курс, который людей меняет, заряжает, позволяя кому-то подготовиться к поступлению в школу-студию, а кому-то просто реализовать какие-то невоплощённые мечты о театре и научиться справляться со своими комплексами.

 

Курс получил большой резонанс: к нам приходят стендаперы, блогеры, музыканты. Это и сценический опыт, и работа с партнёром в команде. По началу многие люди даже не могут в глаза смотреть, прикоснуться к другому человеку. Трясутся от страха перед мыслью о выходе даже перед небольшой аудиторией. Здесь же они получают возможность этот страх перебороть. И, в итоге, делают странные, дурацкие, клоунские этюды, и это довольно смело.

 

А около года назад в Ташкент приехал американский профессор Джадсон Райт, который как раз исследует эффективность методов драмы и импровизации. Занимается он этим больше 20 лет, горит и заражает своей страстью других. И вот, он пришёл к нам в театр и предложил провести мастер-классы по импровизации для актёров».

 

 

 

 

Главное — быть настоящим

 

Анастасия: «Я влюбилась в импровизацию! С первого же занятия почувствовала невероятную свободу: можно что-то делать, и никто не поругает тебя за недостаточно продуманный образ, можно очень легко существовать на сцене. И мне это безумно понравилось.

 

Бывали моменты, когда думаешь, что ты ничего не умеешь, всё очень плохо, не знаешь, что говорить, что делать. И есть же эта наша актёрская установка, если делать — то делать очень хорошо, выкладываться по максимуму. А тут — непривычно, можно просто пробовать, выйти без какой-то идеи и в потоке что-то выдать. И это работает. И намного лучше, свободнее, органичнее, честнее. Когда не блокируешь свой мозг тем, что это недостаточно хорошая идея и как бы тебе выделиться. Наоборот, понимаешь, что главное — эмоция, главное — партнёр, главное — быть настоящим.

imp 2

В какой-то момент это вышло для меня за рамки просто занятий в театре, импровизация стала для меня философией жизни. Ты не готовишься ни к чему, не строишь заранее какие-то сценарии, ты просто понимаешь, что вот сегодня — так. Я говорю этому "да" и ищу из этого хороший, интересный для меня выход. Вообще, стала меньше расстраиваться. Холода, нет газа, а ты думаешь: "А как я могу в этом всём прикольно существовать? Будем с мужем надевать дома смешные шапки и устроим вечеринку с глинтвейном? ". Коллеги замечают, как изменилось даже моё существование на сцене. Я перестала бояться того, что мне скажет худрук, зрители, я просто погружаюсь в историю и живу.

 

Когда Джадсон уезжал, он сказал: "Я не знаю, будет ли импровизация жить в вас дальше". И я подумала, что во мне — точно. Импровизация — моя большая любовь! Я понимаю, что уже никуда от этого не уйду, это сидит во мне очень плотно. Я должна этим делиться, я должна в этом существовать, я должна это развивать. Так и решила создать курс (курс импровизации "Другие люди" — прим. автора)». 

 

 

 

 

Импровизация — это про риск

 

Анастасия: «Ты выходишь и не знаешь, чего ожидать. Все твои чувства обострены, ловишь каждое движение партнёра, слова, эмоции, улыбку. Всё, за что можно зацепиться. Ты находишься в очень живом состоянии, состоянии полной включённости. Ты рискуешь и получаешь невероятное удовольствие».

 

Я и сама убеждаюсь, насколько важно порой решаться на риск. Выход из зоны комфорта, как известно — единственный путь к развитию и знакомству с самим же собой. Ведь мы так часто проваливаемся в привычное. В работе, в отношениях, в любой из сфер жизни. Мы знаем, что эта зона проверенная и безопасная. В итоге раз за разом следуем одним и тем же поведенческим паттернам, катимся, как по рельсам, по одним и тем же сценариям.

 

А если всё же оказываемся в новых, независящих от нас обстоятельствах, то впадаем в состояние жертвы и начинаем сетовать, что всё складывается не в нашу пользу. В этих переживаниях мы, просто-напросто, пропускаем мимо новые возможности, пришедшие вместе с этим непредвиденным Новым.

 

Анастасия: «Самое главное наше правило — всему говорить "да". Иногда это будет "да, но". Ты можешь что-то менять, но сначала согласись, прими и подумай, как из этой истории вырулить. У нас есть такое классное упражнение, где тебе предлагается некий персонаж, локация и какая-то проблема, которую ты должен логически развить и ещё больше усугубить. А следующий участник предлагает своё решение, ищет, почему это может быть клёво. Ну, то есть, ты во всём ищешь позитивный, классный выход».

 

Практика импровизации, на мой взгляд, даёт возможность однажды сломать привычный шаблон, шагнуть в сторону с протоптанной тропинки и убедиться, что за этим не последует катастрофа. Здесь, легко и непринуждённо, учишься переключать внимание, находить новые неочевидные ракурсы, чтобы взглянуть на проблему под другим углом. Этот навык в итоге делает вас практически непотопляемым».

imp 3

 

 

Зажимы и комплексы

 

Анастасия: «Я поставила возрастную рамку 16+, других рамок нет. Понятно, что импровизация больше интересна молодёжи — в основном это двадцати-тридцатилетние, но приходят и люди в возрасте. Одна такая женщина после пробного урока подошла и призналась, что сомневается, потянет ли курс. На это я предложила ей: "Давайте мы попробуем начать с простых вещей. Если вы в какой-то момент поймёте, что вот вообще никак, тогда мы попрощаемся. Но сперва давайте пробовать".

 

Мне нравится работать с людьми, у меня довольно мягкий подход к обучению. Я считаю, что людей нужно прямо полюбить, "поливать" их похвалой, как цветочки. Тогда они начинают расслабляться, раскрываться и показывают невероятные вещи.

 

По началу бывало сложно. Гигантские паузы, никто друг друга не слышит, не доверяет. Люди зажимались, "пробуксовывали" где-то, нужно было подойти, обнять, объяснить. На самом деле, никто ведь не запоминает наши провалы. Особенно в импровизации. Что было мимо — через десять минут никто и не скажет, а что было классно — будут ещё долго вспоминать и цитировать».

 

 

Евгения, финансистка и ресторатор: «Я увидела пост о наборе на курс импровизации, загорелась и пришла на пробное занятие. Это было спонтанное, неожиданное для меня решение. Несмотря на весь мой опыт, у меня, как у каждого, есть какие-то зажимы, комплексы. Вопрос раскрепощения был для меня самым сложным. Ещё с детства я мечтала оказаться на сцене, но мешала зажатость, страх появиться перед публикой. Я поняла, что это как раз то место, где я могу себя раскрыть.

 

Когда я шла на пробный урок, то были такие мысли: "Всё-таки мне сорок. Наверное, это не для меня. Приду, там будет полно молодёжи, я не вольюсь". Но потом я увидела, что собралась команда от 18 и до 40 плюс, и мы все на одной волне. Ты не чувствуешь вообще ни возраста, ни социального статуса, а просто сливаешься с партнёрами. И тогда начинает рождаться что-то шедевральное».

 

 

Анастасия: «Я всегда говорю: "Доверяйте себе". Вы очень умные, начитанные, у вас миллион разных клёвых идей, которые вы почему-то блокируете, посчитав, что это недостаточно хорошо. Самое важное тут — суметь довериться. Взрослые участники на первых уроках, бывает, сопротивляются каким-то задачам. "А для чего? А зачем? ". Просто сделайте, впустите себя в это. А дальше можно порассуждать, на что это упражнение направлено. Либо у человека это включается, либо он уходит».

 

 

Евгения, психолог: «Первый месяц казалось, что со мной что-то не то, я какая-то не такая, что-то неправильно делаю. Постоянно эти сомнения, сомнения, сомнения. Ломало по-страшному. Как оказалось, не только меня, а многих, даже очень "прокачанных" ребят. Нас же воспитывают быть логичными, правильными, с социально-одобряемым поведением. Существуют некие шаблоны, клише, которым мы "должны" следовать, чтобы социум нас принимал. Поэтому был страх показаться дурой, неправильной. И вот через это было очень сложно перешагнуть. Но если всё-таки продолжить, то потом в какой-то момент тебя отпускает, и начинаешь кайфовать от этого».

 

Тут я снова мысленно возвращаюсь на 19 лет назад к своим занятиям по актёрскому мастерству и вижу перед собой, как вчера, своего одногруппника Алана — высокого, статного 34-летнего осетина, оставившего пост в городской администрации и переехавшего в Питер, чтобы учиться режиссуре кино. Алан ненамного младше моего отца. Для меня он — взрослый серьёзный дяденька в костюме. И вот этот дяденька… садится на корточки и неуклюже прыгает, изображая лягушку, или обжигает пальцы, заваривая себе кофе в воображаемой турке. Зачем? Потому что это вызов. Не меньший, чем смена профессии или решение завести семью. Выпасть из привычного образа без страха показаться смешным и нелепым. Понять другого, побывав в его шкуре. Удивить самого себя.

imp 4

Анастасия: «Я не учу их, а направляю, подбираю к ним "ключики", подсвечиваю какие-то вещи, делюсь своим опытом, наблюдаю за атмосферой в коллективе. Я — взгляд со стороны. Единственное, что я всегда запрещала, это задевать своих партнёров, любую активную и пассивную агрессию. Один мой ученик недавно сказал мне: "Вы создали такую здоровую, хорошую семью, в которой не наносят психологических травм, в которой никто не боится быть таким, какой он есть"».

 

 

 

 

Импровизация и психодрама

 

Наблюдая за тем, с какой экспрессией существуют на сцене участники «Игр в Импровизацию», как искромётно шутят и какие характеры выдают, я невольно задумалась. А какие эти ребята в обычной жизни? Профессионального актёра видно (или скорее слышно) издалека, но ведь это самые обычные парни и девушки, большинству из которых не составило бы труда затеряться в толпе. Студенты, офисные сотрудники или работники производства, молодые родители, ваши соседи по лестничной клетке - здесь, буквально на глазах, они перевоплощаются в героев-любовников, клоунов, злодеев и кинозвёзд. И это завораживает! Возможно, примеряя все эти «маски», участники выпускают наружу те эмоции, которые держат взаперти в повседневной жизни. Всё это напомнило мне о психологической практике «психодрама».

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Это терапевтический групповой процесс, в котором драматическая импровизация используется для изучения внутреннего мира человека, развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Является одной из разновидностей арт-терапии.

imp 5

Насколько близки по своей сути психодрама и импровизация на сцене? Этот вопрос я задала нескольким участникам курса, имеющим психологическое образование.

 

 

Алишер, психолог и художник: «Работа на сцене — это психологическая работа через игру. Мой собственный опыт позволил убедиться, что эта практика может давать эффект, схожий с самыми эффективными техниками психотерапии и психотренинга. Ты приходишь сонный, либо больной, не в духе, ловишь тупняки. Но начинаешь играть, и происходит магия перевоплощения. Учишься целенаправленно настраивать себя на нужную волну и получать нужный тебе результат. А ещё это очень весело».

 

 

Евгения, психолог: «Я могу сравнить курс импровизации с арт-терапией. Этот метод позволяет научиться доверять себе, своей руке, своей интуиции, когда ты полностью отключаешь мозг. Задача в том, чтобы человек мог выразить себя в любой форме. Принять свои чувства и мысли. И то, что на курсе я могу выразиться и быть любой — правильной, неправильной, доброй, злой, смешной — делает практику импровизации в целом терапевтичной. Особенно в атмосфере доброжелательности и принятия, которую создала на курсе Настя. Ведь для душевного здоровья человеку очень важно быть принятым».

 

 

 

 

«Что, если я не актёр?»

 

Анастасия Прядкина: «Мне часто задают вопрос: "Если я не профессионал и не вижу своё будущее в актёрской профессии — зачем мне этот курс?" И я отвечаю, что это абсолютно про другое. Это про снятие психологических барьеров, те самые софт-скиллз».

 

 

Евгения, финансистка и ресторатор: «Я — финансист, у меня всё должно быть чётко, всё распланировано, по полочкам разложено. Я — перфекционист, всё должно быть идеально. И если вдруг что-то не получается, то я начинаю винить себя, думать, что я не смогу, у меня не получится. И когда у меня получилось отпустить свой мозг и этот сверхконтроль над собой, тогда-то я ощутила полнейший кайф от этого процесса.

 

Практика импровизации повлияла на моё отношение к сотрудникам, к окружению, отношение к сложившимся ситуациям вокруг себя. Я стала более раскрепощённой, научилась легче и даже с юмором воспринимать какие-то ситуации. Стало легче вести переговоры. Меняешься ты — меняется мир вокруг тебя. И мне это очень нравится».

 

 

Евгения, психолог: «Сейчас психологи должны уметь общаться в соцсетях, держаться в кадре. Наша задача постоянно развиваться, прорабатывать комплексы и стараться держать своё сознание и эмоции в гармоничном состоянии. И я почувствовала, что мне нужно раскрепощаться. Решила, что это будет интересный опыт.

 

Довольно сложно смоделировать ситуацию, в которой можно проявить спонтанность. Одно дело, что я как психолог могу, конечно, с собой поработать на уровне ума, эмоций, но совсем другое — проработать зажимы в теле. Это эффективней делать не в одиночку в закрытом кабинете, а в неком социуме. В обществе других людей тело реагирует по-другому. Поэтому раскрепощаться в социальной среде — намного интересней.

 

После курса я стала замечать, что в обычной жизни мне стало легче общаться с людьми, стала меньше заморачиваться на каких-то проблемах и неприятностях. У меня теперь ощущение, что это игра. Как в детстве. Дети ведь легче всё переживают».

 

 

Анастасия Прядкина: «Люди в последнее время стали понимать, что какие-то лекции с условной теорией нафиг никому не нужны, а вот навык коммуникации, навык слышать и видеть партнёров, владеть своим телом и голосом — это действительно полезно. Я даже внешне замечаю за своими учениками, что они стали намного интересней: плечи раскрылись, глаза просветлели. Появилось ощущение своей самоценности. Буквально — другие люди».

imp 6

Если подытожить, то практика импровизации помогает:

  • раскрепостить своё тело,
  • поставить голос, дикцию и прокачать ораторские способности,
  • развить фантазию и творческое мышление,
  • приобрести эмоциональную открытость и уверенность в себе.

 

 

Евгения, психолог: «Молодёжь приходит на курс потому, что можно себя попробовать, нащупать свои сильные стороны, понять, кто они, какие они.

 

Родителям подростков будет полезно попасть в коллектив, где есть очень молодые ребята, и научиться творить с ними на равных. Это хорошо снимает гордыню и некую "забронзовелость" со старшего поколения и помогает лучше находить с молодёжью общий язык.

 

Так же работники интеллектуальных сфер, бизнесмены, у которых вся жизнь подчинена логике — им тоже это будет полезно. Потому, что важно иногда возвращаться в состояние ребёнка. Ведь спонтанность — это вообще признак душевного здоровья».

 

 

 

«То, что сделано с любовью — сделано хорошо»

 

Познакомившись с импровизаторами и побывав на их выступлениях, я убедилась в том, что открывать себя заново не поздно ни в каком возрасте. И ещё в том, что в Ташкенте всегда можно найти способ культурно и с пользой повеселиться. Ведь если жизнь превращается в рутину, значит, мы засиделись в своём тёплом мирке. Проходим мимо афиш, отмахиваемся от объявлений, приговаривая «куда уж мне». И в итоге совсем забываем, какого это — звучать на полной громкости. Кураж, адреналин, горящие глаза. Хочется верить, что курс актёрской импровизации подарит этот трансформационный опыт ещё многим и многим людям.

imp 7

Анастасия Прядкина: «"То, что сделано с любовью — сделано хорошо" — эта фраза Ван Гога очень мне откликается. Ты делаешь с любовью и получаешь любовь, отдачу, резонанс, поддержку. Сейчас мы собираемся с теми ребятами, что прошли полностью курс импровизации, их около двадцати, тех, кто прям загорелись. Все очень заряженные. И у меня есть глобальная идея — собрать комьюнити, труппу и делать полностью импровизационный театр. Будем пробовать разные формы: и философские, и комедийные, на разных площадках. В каждом пространстве будут немного другие игры, другое существование. Думаем о коллаборации со стендаперами, чтобы делать батлы типа "Стендап против импровизаторов". Хочется пробовать себя в разных обстоятельствах, с разными людьми. Чтобы больше людей об этом узнало, влюбилось и возможно присоединилось к нашему сообществу».

 

Евгения, финансистка и ресторатор: «С психологической точки зрения я проработала в себе очень много моментов, курс открыл скрытый во мне потенциал. Поэтому любой, кто хочет почувствовать что-то такое невероятное, должен это попробовать хотя бы раз в жизни. Рекомендую всем!»

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать