12 января 2023

Статья 2. Исследование: Использование традиционных элементов архитектуры Узбекистана в зданиях 20-21 века

Содержание
  • Что представляла собой эпоха
  • Индустриализация
  • Главные примеры
  • А что за фасадами?

С 1940-х до 1960-х ЗАИМСТВОВАНИЕ

 

История Ташкента — долгая и увлекательная. И в той же мере увлекательна история его архитектуры — часто меняя «владельцев» и государственную принадлежность, проходя через эпохи и разные государственные порядки, она постоянно трансформировалась, вбирая в себя новые и новые вещи.


Изучать развитие ташкентской архитектуры — значит погружаться не только в архитектурные и технические особенности. Потому что, изучая её, неизбежно натыкаешься на нечто большее. На правящее государство, на сопутствующую идеологию, на отношение власти к культуре и наследию, на развитие или деградацию самой культуры.
Helloblog предлагает вам посмотреть на интересный мир столичной архитектуры в самый насыщенный для нее период, с конца 19 века по наши дни. От полнейшего колониального отказа от традиций до эклектичных заимствований при Сталине, от дерзких интерпретаций и развития средневековых идей во время пика модернизма до простого копирования и нынешних попыток углубиться в древние традиции.


Во второй статье — рассказ про середину 20 века. Про время, в котором традиционные элементы после полувека отсутствия снова начали появляться в столичной архитектуре благодаря характерному архитектурному стилю. Про время парадных советских улиц, врезающихся в колоритный старый город и эпоху, когда для города стал важен масштаб.

 

ВАЖНО: Автор не оценивает экономические и социальные изменения в СССР во время описанного в статье периода (то есть не собирается утверждать, было ли раньше лучше или хуже). Здесь разбирается лишь влияние процессов на городскую среду и архитектурные решения Ташкента, поэтому другие темы совершенно не обязательны.


Это исследование того, как сильно на самом деле культура, искусство и идентичность могут быть связаны с политикой и отдельными личностями, и как они способны меняться под воздействием этих факторов.

Что представляла собой эпоха

Прежде чем смотреть на архитектуру и разбирать её по кусочкам, нам необходимо погрузиться в контекст эпохи и времени.
После своего создания в 1920-х Советский союз не был тем тоталитарным государством, которым мы его представляем. Конечно, тоталитаризм и диктатура присутствовали, однако мнения различных народных представителей, депутатов и прочих очень даже учитывались.


Экономика также не была полностью подконтрольна государству — существовала частная собственность, некоторое время даже был разрешен малый бизнес. Если вспомнить Ильфа и Петрова с их «Золотым телёнком», то там как раз и рассказывалось про одного из «подпольных миллионеров», заработавших деньги в период той экономической политики.
Основная, верховная власть, в стране также принадлежала не одному человеку. Был явный лидер Ленин, был Тройкий, Зиновьев, Каменев — сразу несколько людей могли влиять на государственную политику молодого государства. К таким людям относился и Иосиф Сталин.


Но в 1924 году после долгой болезни и пережитого покушения Ленин умирает, а в верхушке правящей партии начинается борьба. Не в этой статье судить, какими качествами он обладал, но в итоге всех переиграл и буквально уничтожил именно Сталин — к началу тридцатых он стал де-факто единоличным правителем Советского Союза и принялся строить страну по-своему.

2

«По-своему» в его случае означало «совершенно иначе, чем раньше». Несмотря на успехи экономической политики 20-х, были и неудачи. Также за плечами осталась разрушительная Первая мировая война и кровавая гражданская, так что Сталин получил крайне бедную страну со слабой экономикой, как и сотню лет назад ориентированной на сельское хозяйство. Поэтому и началась индустриализация — в планах было сделать так, чтобы СССР ни от чего не зависел, ни в плане ресурсов, ни в плане производства, словом — ни в чем.

 

По всей стране огромными темпами с подачи государственных планов и «пятилеток» появлялись заводы и фабрики, целые индустрии строились буквально с нуля и процесс этот, каким бы странным и страшным он ни казался, проходил успешно.

3

Индустриализация

Вся экономика была в руках государства. Вся, включая и сельское хозяйство. Коллективизация — тоже жуткий процесс 30-х, при котором землю отбирали у хозяев (чаще всего у крестьян) и объединяли в колхозы, где люди уже работали на государственной земле, выполняя задачи государственного плана.


И если вам показалось, что это не имеет никакого отношения к теме статьи, то зря — здесь мы переходим к культуре и культурной идентичности жителей Советского Союза в то непростое время.


Если помните, в прошлой статье мы разбирали авангардное послереволюционное искусство и архитектуру — вдохновляясь невиданной ранее свободой, мечтая об будущем и отказываясь от «устаревших» норм, творцы создавали искусство, которого раньше просто не могло быть. Но в эпоху индустриализации и коллективизации такие творцы стали не просто ненужными, но и даже, по мнению верхушки власти, опасными — ведь слишком сильная фантазия, слишком радикальная философия или слишком «свободная» свобода точно не сыграли бы на руку государству, массово отирающему землю и переселяющему людей из сельской местности в города, наполняя рабочими руками заводы и фабрики.


Вот такое теперь было нельзя:

4

Достаточно быстро авангардное искусство перекочевало на Запад, а в СССР стало запрещенным. Даже конструктивистский дом правительства Узбекской ССР со временем переделали под новые реалии (и это действительно одно и то же здание):

5
6

Единственным официальным и разрешенным направлением становится социалистический реализм — направление, которое показывало исключительно счастливых людей, работающих на заводах и в полях, светло верящих в скорое коммунистическое будущее и благодарных за это Сталину. Оно было везде — в фотографии, в кино, в живописи… Везде.

7
8
9
1 Фото

И одновременно с этим, соцреализм снова стал выставлять на передний план обобщенные личности. Если для авангарда не было разницы, что за люди вокруг — все люди были абстрактными свободными строителями светлого будущего, — то соцреализм начинает создавать образы, более близкие тем, кто должен их считывать. Таким образом стала восстанавливаться национальная идентичность стран Союза — на картинах уже были русские, татары, казахи, узбеки.

11
12

Таким образом откат к «традиционному» и «идентичному» стал происходить и в архитектуре — на зданиях начали появляться характерные для конкретных регионов узнаваемые элементы, заимствованные архитекторами из архитектурных образцов прошлого.

13

На процесс также повлияла и Вторая мировая война. Сразу после появления Советского государства одним из главных государственных врагов стала религия во всех её проявлениях. Неважно, кто, где и что исповедовал — сносились православные храмы и исламские мечети, медресе использовались как склады, священников часто репрессировали.


Но во время войны, когда руководству Союза была важна максимальная отдача от солдат на поле боя, отношение государства к религии начало меняться. Родина и Бог постепенно стали равноценными понятиями, за защиту которых и ради которых люди действительно шли воевать и побеждали.


После победы СССР религию не стали давить так же сильно, как раньше. Конечно, в официальных речах и позиции атеизм был единственно верным для партии, но верить людям не запрещали. Отменяя религию, Советский Союз создавал новых героев, например Ленина и Сталина — вот памятник, открытый в центральном сквере Ташкента за год до смерти главы государства:

14

Очевидно, что традиционные для регионов религии также оказывали влияние на идентичность, лишь укрепляя её, что очень сильно отражалось на искусстве и архитектуре.

Главные примеры

Сейчас мы с вами пройдемся по основным улицам, построенным в Ташкенте в то время и разберем самые важные заимствования архитекторов из традиционной для города исламской архитектуры (спойлер — это купола, колонны, массивные входы и декоративные решетки).


Безусловно, самым важным образцом стиля стала центральная Улица Навои. Посмотрите:

15
16
17
1 Фото

Молодежный театр очень интересно играет с тонкими колоннами и орнаментами. Но даже в такие узоры удалось вместить советскую звезду.
Вокруг — одни купола:

19
20
21
2 Фото

Иногда на помощь куполам приходят вот такие интересные крыши:

24

А потом купола снова возвращаются:

25
26
27
2 Фото

Кстати, при реконструкции одного более нового здания, внешний вид постарались привести к «классическому» для этой улицы стилю. Получилось, или нет — решать читателям:

30
31

А вот еще новодел, о примерах которого поговорим уже в четвертой статье:

32

Еще несколько известнейших образцов стиля. Например, куранты, построенные уже после Второй мировой:

33

Или центральный театр Навои:

34
35

Не меньше внимания в контексте нашей темы заслуживает здание театра Мукими, которое построили к 1943 году:

36
37
38
2 Фото

Смесь стилей и элементов на Бешагаче — европейские колонны, азиатские купола:

41
42
43

Кое-где в центре города также можно встретить игру с куполом:

44

В остальном же, за редкими исключениями, архитектура того времени стремилась к «среднему»:

45
46
47
2 Фото

Из примечательного еще можно выделить здание Академии наук:

49-1

А что за фасадами?

И теперь важный момент, который просто необходимо проговорить в этой статье. Вся та архитектура, которую вы видели — то либо элитные жилые дома для ученых, начальников и руководителей, либо государственные учреждения. В остальном город как жил до сталинской эпохи, так и продолжал — в малоэтажных домах начала века, в бараках, в коммунальных квартирах, распределенных еще в самом начале становления Советской власти.


Занимаясь индустриализацией, руководство страны не сильно думало о комфорте и условиях жизни большинства людей. Посмотрите на парадную улицу Навои с немного другого ракурса:

50
51

И в этом плане всё начнет меняться после смерти Сталина, когда многое из времени его правления подвергнется критике с самого высокого уровня. Следующие правители страны — Никита Хрущев и Леонид Брежнев будут развивать совсем другое направление, переселят людей в квартиры и дадут толчок для нового витка архитектуры. Позволят творцам снова, как в 20-е годы, быть на передовой и создавать шедевры, не имеющие аналогов.


В этой статье мы узнали, как и почему старые архитектурные традиции Ташкента смогли найти себе место в новой архитектуре. В следующей — заглянем в эпоху с 1960-х и до независимости Узбекистана, в интереснейшее время советского модернизма.

Время, когда старые традиции и архитектурные решения были развиты и переосмыслены, когда классические исламские элементы эволюционировали до современных и наполнились новыми функциями... Когда форма по примеру конструктивистов стала снова нести в себе не только декоративные функции и когда, собственно, сформировался узнаваемый и неповторимый облик Ташкента с его самыми знаковыми достопримечательностями.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать