С начала 20 века до 1940-х
История Ташкента — долгая и увлекательная. И в той же мере увлекательна история его архитектуры — часто меняя «владельцев» и государственную принадлежность, проходя через эпохи и разные государственные порядки, она постоянно трансформировалась, вбирая в себя новые и новые вещи.
Изучать развитие ташкентской архитектуры — значит погружаться не только в архитектурные и технические особенности. Потому что, изучая её, неизбежно натыкаешься на нечто большее. На правящее государство, на сопутствующую идеологию, на отношение власти к культуре и наследию, на развитие или деградацию самой культуры.
Helloblog предлагает вам посмотреть на интересный мир столичной архитектуры в самый насыщенный для нее период, с конца 19 века по наши дни. От полнейшего колониального отказа от традиций до эклектичных заимствований при Сталине, от дерзких интерпретаций и развития средневековых идей во время пика модернизма до простого копирования и нынешних попыток углубиться в древние традиции.x
В первой статье — рассказ про конец 19 века и начало 20го. Про время, в котором традиции и новизна существовали максимально раздельно. Почему так произошло? Зачем это было нужно? И каким образом традиционные элементы восточной архитектуры в то время становились банальным аттракционом? Обо всём этом и поговорим.
Ташкент как городское (да и государственное) образование — очень древний. По официальным данным, столице Узбекистана более 2500 лет — это подтверждают раскопки на территории Шаштепы и Минг Урика. Однако «восточная» архитектура, которая и стала темой рассказа, появилась здесь соответственно не раньше, чем в других местах на территории — в средние века, после арабского завоевания региона, после распространения ислама и сопутствующей ему архитектурной традиции.
К середине 19 века Ташкент был условно типичным «восточным» (простите за колониальную речь и упрощение) городом. Вокруг — высокая глиняная крепостная стена, внутри — узкие небольшие улочки с жилыми домами, несколькими базарами, несколькими медресе, мечетями и мавзолеями. Всё, как полагается.
Сейчас остатки того самого «старого города» можно встретить в двух местах. Первое — за комплексом Хаст Имам около Чорсу, второе — возле метро «Халклар Дустлиги», где через дорогу от новенького «Сити» и крупного торгового центра за девятиэтажками прячется махалля Чекар, несколько узких улочек с полуторавековыми глиняными домиками и уютными виноградниками практически в каждом дворе.
Однако развитие города сильно сдвинулось в сторону (буквально) в 1865 году — тогда Российская империя захватила город и назначила его главным центром в новом, присоединенном регионе.
Как бы ни было модно говорить про «хлопковую» и прочую продовольственную колонизацию Центральной Азии Россией, дело по большей части было в банальной конкуренции. Английская империя надвигалась на регион с юга, из Индии и Пакистана, а Российская совершенно не хотела допускать, чтобы их главный конкурент взял регион под контроль. Этот период их соперничества сейчас называют Большой Игрой — кто первый, тот и прав.
И вот, ко второй половине 19 века Россия уже практически полностью захватила Центральную Азию. Кокандское ханство, в которое входили часть современного Казахстана, Кыргызстан, Таджикистан и часть Узбекистана, включая Ташкент, полностью отошли России. Хивинское ханство и Бухарский эмират стали протекторатами — де-факто сохраняя независимость, они были вынуждены подчиняться указам России, которая при этом гарантировала им безопасность и всяескую поддержку.
Ташкент взяли в 1865 году. Не сказать, что город особо сопротивлялся — данные показывают, что его достаточно быстро сдали. И неудивительно — само Кокандское ханство присоединило его лишь в начале 19 века, а до тех пор город фактически был ни от кого не зависим, так что обида на Коканд оставалась.
Итак, город взят. И Россия делает его административным центром нового региона в своем составе, Туркестанского генерал-губернаторства. Просто расположение было удобным — как раз по центру региона. Чтобы новая стоилца стала презентабельной, начали строить уже «новый город». Всё началось с крепости на территории резиденции Ислама Каримова (кстати, там и сейчас стоят крепостные ворота) и пары военных кварталов. Примечательно, что крепость построили прямо напротив крепости кокандских правителей в старом городе, ровно за каналом Анхор.
А несколько лет спустя в город отправили проектировщиков из Петербурга, чтобы сформировать генеральный план нового Ташкента и уже начать капитальную застройку.
Центром города стал тот, который остается центром и сейчас — небольшой парк, известный ныне как сквер Амира Темура. От него лучами расходились несколько центральных дорог, которые также соединялись между собой кольцами. Сейчас эта область — почти единственная в Ташкенте, где сохранились российские колониальные здания конца 19-начала 20 века.
Что касается архитектуры, то она была, за парой исключений, чисто европейской. Почему там сразу не стали строить новые мечети? Потому что новому населению, приезжавшему из других регионов России, оно было и не нужно. Зато были нужны административные здания, школы, университеты, больницы, казармы, банки и театры — всё то, что являлось нормой для наследников совершенно другой культуры.
Новый город строился полностью европейским, европейскими архитекторами и в знакомом им стиле. Кто знает, может, кто-то из них и хотел бы «поиграть» с традиционными для города элементами и стилями, но в этом случае архитекторам вряд ли хватило бы навыков и умений. Однако встречались и исключения, например, в интерьере. Посмотрите на внутреннюю часть дворца князя Романова, племянника российского императора — за чисто европейским фасадом скрыта интересный смешанный декор, включающий как русские, так и арабские традиционные элементы.
Еще один интересный пример, который в эпоху деколонизации может показаться даже обидным — кинотеатр «Хива», построенный в 1916 (году). Выполненный снаружи в духе полного подражания местному стилю, он был простым аттракционом: мол, смотрите, мы в Азии, и построили в центре нашего нового европейского города это азиатское здание. С какой-то стороны это даже мило.
К сожалению, здание кинотеатра было уничтожено землетрясением через несколько лет после строительства, а потом его место заняли уже другие постройки.
Время шло, город развивался. И кто знает, что могло бы из него получиться, если бы не известные события 1917 года — революция в России, свержение монархии и период кровавого и длительного перехода к советскому режиму. Нам же здесь будет интересна исключительно архитектура этой эпохи перемен — такая же радикальная и резкая, передовая и нестандартная, во всех смыслах революционная, но, к сожалению, в Ташкенте почти утерянная.
Крайне интересно наблюдать за мыслями и развитием общества в эпоху любых перемен. Только представьте — страна, долгие столетия проживавшая под царями и императорами, лишь 50 лет назад отменившая рабство (оно называлось крепостным правом) и считавшая государя прямым представителем Бога на земле, внезапно стала свободной от всего этого. В воздухе кружились новомодные идеи социализма и коммунизма, и в каше из всех этих преобразований менялось сознание — люди начинали искренне верить, что могут быть по-настоящему свободными.
Поэтому, если исключить из ранней истории Советского Союза такие факторы, как голод, внутренние войны и международную изоляцию, на уровне самосознания общества это было интереснейшее место. Идеи в искусстве и архитектуре, начатые еще во времена Империи, доходили до абсолюта, смешивались с идеологией эпохи перемен и превращались в невиданные ранее формы. Это касалось всего — живописи, фотографии, литературы… И, конечно, архитектуры.
Авторы того времени, из 20-30 годов 20 века, были настоящими новаторами, первопроходцами новых форм и идей. Другим словом, были в авангарде.
Архитектуры это коснулось не меньше, чем других сфер — так на свет появился архитектурный стиль, навсегда изменивший облик наших с вами городов. Это был конструктивизм.
Идеология стиля была проста — создать простую и понятную архитектуру, без усложнений и ненужных деталей, где каждый элемент играл бы свою роль и не болтался бессмысленным грузом. Архитекторы-конструктивисты подчеркивали, собственно, конструкцию здания, не стеснялись прямых углов, использовали в работе много стекла, чтобы получать максимум света от самого главного его источника — от Солнца.
Посмотрите, какими фантастическими были здания этого времени — действительно, будто из будущего:
В Ташкент стиль также добрался. Но, к сожалению, не сохранился за исключением пары образцов.
Разумеется, сама философия авангарда не позволяла использовать традиционные для города архитектурные элементы в новых зданиях — новое буквально строилось на обломках старого, а значит, и места старому совсем не оставалось.
А вот следующий этап в нашем контексте уже намного интереснее. Во многом уникальный для истории архитектуры, период 30-х годов ознаменовал начало перехода к сталинскому архитектурному стилю, который в разных городах и странах очень по-своему интерпретировал и заимствовал традиционные элементы, делая архитектуру очень узнаваемой и своеобразной.
Многие здания того периода мы разбирали в статье про улицу Шота Руставели — именно на ней были построены здания на стыке конструктивизма и размашистого сталинского ампира. Например — текстильная поликлиника, торговый центр на пересечении Руставели и Бабура, а также Дворец культуры текстильщиков, в котором в наши дни располагается Международный культурный центр.
А теперь вспомните всю архитектуру, которую вы видели в этой статье — именно таким и был город на рубеже 30-40 годов прошлого века. Разносторонний и разобщенный, будто сотканный по кускам из смеси разных эпох и мировоззрений.
Само общество в то время тоже было таким — после однообразных столетий истории, двадцатый век принес ему революционные изменения, слом шаблонов и тотальную перестройку мировоззрения. Старые порядки рушились, на их место приходили новые, не всегда задерживаясь надолго. Но в этом и была изюминка — небольшой эпизод настоящей демократии, веры в то, что человек наконец-то может что-то решать. Как и выбор, какие традиции хранить, а какие оставить в прошлом.
Но случилось то, что случилось — к правлению в Советском Союзе пришел Иосиф Сталин, ставший в начале тридцатых единоличным авторитарным правителем. И, как вы увидите позже, влияние одной личности на общество, традиции и архитектуру оказалось очень и очень заметным.
В следующей статье мы посмотрим на «парадные» открыточные улицы Ташкента, построенные в характерном сталинском стиле — Бабура, Руставели, Навои. Поймем, в какой момент и почему в городскую архитектуру стали возвращаться традиционные для региона архитектурные элементы. Разберемся, какое развитие для них предложили архитекторы середины прошлого века и какую базу они заложили для модернизма — архитектурной эпохи, которая вывела элементы традиционной узбекской архитектуры на совершенно новый уровень, развивая их и наполняя новыми смыслами.