Чтобы быть хорошим резчиком, нужно обладать всем: немного математики, немного рисования, и особенно развитой фантазией
Ферганская долина – благодатное место со множеством удивительных уголков и талантливых людей. Неустанно можно говорить о красоте природы, добросердечных людях этой местности, и нельзя не упомянуть известнейшие школы ремесленничества и искусства, чьи корни до сих пор живы и в наше время. Одним из лучших примеров обители древнего мастерства и традиций является Кокандская школа резьбы по дереву, насчитывающая десятилетия опыта. Коканд издревле считался именитым центром обработки дерева, но с тем, как разрасталось дело усто Хайдарова, слава становилась всё больше и больше – и по праву.
Вклад в сохранение истории Кадыржана Хайдарова не оценим. Его работы украшают дворцы, музеи, знатные дома, а также частичку мастера можно увидеть и в предметах домашнего обихода. Неповторимость и оригинальность – то, что в крови у династии Хайдаровых, чей опыт – великое сокровище. Нам удалось взять интервью у Жамшида Хайдарова, правнука великого мастера, чьи работы не менее прекрасны.
«В мастерской я с 8 лет, но наблюдаю за работой своих старших я как будто с рождения. Сначала мне давали заниматься мелкой работой, так как труд этот кропотливый, и ребенку всё равно нужно быть максимально осторожным, затем, набирая опыт, изделия становились всё более сложными, а узоры затейливыми»
Узоры в работах семьи Хайдаровых – отдельная история, заслуживающая восхищения, ведь из тысячи шкатулок, сделанных кокандскими мастерами вручную, рисунок ни на одной не повторится – и так во всём. Новое изделие – новый узор. Даже если взять две колонны для одного заказчика, всё будет разным. Делают здесь как колонны и ворота, так и ляганы и шахматы, причем все мастера могут взяться за любое изделие благодаря годам практики. К выполнению каждого заказа мастера подходят добросовестно: к примеру, два мастера будут делать одну колонну на протяжении двух месяцев, начиная с выбора и первичной обработки древесного материала, заканчивая полировкой и доведением последних штрихов до идеала.
«Чтобы быть хорошим резчиком, нужно обладать всем: немного математики, немного рисования, и особенно развитой фантазией»
Обучение здесь начинается с нуля. Вам не нужно какое-то предварительное образование, чтобы вас приняли в ряды шогирдов – им может стать каждый. Сейчас семья насчитывает более 70 учеников, от учащихся средней школы до студентов колледжей и университетов. Все эти люди – «сортированные», по словам Жамшида, они те, кто также любят дерево, кто находит в этом тонком искусстве радость и успокоение, кто уже точно решил, что будущее своё проведут в мастерской, окруженные уютным запахом орешника и терпким запахом лака, что день за днём будут оттачивать свои навыки, чтобы когда-то встать на один уровень со своими учителями, или даже превзойти их. С первых же дней, после объяснения правил безопасности, вы будете непосредственно на поле работы, наблюдая за товарищами и наставниками, после чего вам будут поручать мелкие дела, постепенно повышая уровень сложности. Однако и здесь не обойтись без своего рода экзамена, по условиям которого по истечении месяца вы должны безукоризненно смастерить одну деталь, данную вам учителем. Здесь ученики приобретают не только навыки резьбы по дереву, но и раскрывают свои творческие способности, а также развивают дисциплину, трудолюбие и преданность делу.
В мастерской Жамшид проводит без выходных почти половину суток, делая небольшие перерывы на отдых, чтобы с новым приливом вдохновения взяться за работу. Сей факт ничуть не расстраивает мастера, а как раз таки наоборот – даёт нужную мотивацию и удовлетворение. «Я не устаю от работы, я устаю от отдыха», – говорит Жамшид. Труд здесь не является тяжким грузом, к труду здесь относятся с любовью и уважением. Также наличие ошибки, неурядицы или форс-мажора не может сбить его с ног – грусть навевает лишь отсутствие работы. К счастью, бездельничать ремесленникам приходится не часто, ведь спрос на хэнд-мэйд продукцию с каждым годом только растёт, что не может не радовать. Заинтересованность проявляют и наши с вами соотечественниками, и иностранные ценители. Без внимания не оставляют и организации, регулярно приглашая кокандских мастеров на выставки, фестивали и мастер-классы.
Смена деятельности также недопустима для Жамшида, хоть и вполне позволительна. Однажды попробовав себя в бизнесе, он всё равно вернулся в мастерскую, ведь сердце звало к искусству, к традициям.
«Индустриализировать это производство я бы не хотел, ведь если ставить на первое место коммерцию, то пропадёт душа»
В Кокандской школе резьбы по дереву все изделия – ручная работа. Определить это можно довольно легко: узор, выполненный станком, будет слишком идеальным, в то время как небольшие отличия, сделанные человеком, добавят продукту аутентичности. Переход на автоматизированный труд не вариант для Жамшида, ведь так, по его словам, утратится весь смысл. Только здесь в Коканде вы сможете получить те уникальные знания, которые передаются из поколения в поколения в семье Хайдаровых, хранящих секрет давних традиций. Геометрический узор паргори – визитная карточка данной школы, такую технику вы не сможете увидеть ни в одном другом регионе страны. Даже инструменты здесь традиционные, с которыми работают далеко не первое десятилетие. Все материалы здесь натуральные, даже красители, объём отходов сводится к нулю, ведь даже из самых маленьких кусочков дерева можно сделать нечто полезное и особенное. Идеальный исходник – ореховое дерево, с красивым природным узором и подходящей твёрдостью. При должном уходе изделие может прослужить вам века, а то и вечность, ведь никакие погодные условия не способны его повредить.
Такой же вечностью наделено и само ремесло резьбы по дереву кокандских мастеров. На традиции не повлияли никакие глобальные изменения, диктуемые временем, ведь время над искусством не властно, и школа династии Хайдаровых ярчайшее тому доказательство. Их труд не может не вдохновлять, а преданность вызывает чувство огромного восхищения и благодарности, так как невооруженным глазом видно, что всё, что делается в стенах большой, но уютной мастерской, делается от чистого сердца и с душой.