И не сразу можно обнаружить на себе пристальные взгляды...
Ташкент не очень богат на городскую скульптуру и стрит арт. Есть конечно знаковые монументы, которые становятся любимыми топонимами города или ориентирами для жителей и таксистов, вроде памятника Пушкину или Монумента Мужества. Но стоит признать, что камерной парковой скульптуры или забавных памятников в городе не так много. Поэтому особенно увлекательно находить подобные места в Ташкенте. Сегодня мы прогуляемся по нескольким локациям и познакомимся с не самыми произведениями уличной скульптуры.
В Сергелийском районе, по адресу Учувчилар Шахарчаси, между русским культурным центром и зданием махаллинского комитета, на фоне невеселой детской площадки на обшарпанном постаменте стоит серая голова мужчины с большим носом. Голова молчит. Вокруг носятся дети, кидаясь друг в друга сухими шишками, из махаллинского комитета выбегают местные жители с криками требуя соблюдения своих прав. Из окон русского культурного центра на голову поглядывают румяные бархатные матрешки.
Здесь, вдали от переполненных городских трасс и шумных помпезных площадей уединился философ и ученый, теоретик космонавтики Константин Циолковский. Неизвестно, кто автор этого памятника, когда его установили, почему на нем нет никаких опознавательных знаков. Вытянутое лицо мыслителя на бетонном постаменте выглядит слегка осунувшимся. Взгляд из-под нависших век безразлично смотрит в пустоту. Возможно раньше он вглядывался в полуразобранное тело самолета Ан-2, который в народе называют «Аннушка» или «кукурузник». Еще в декабре желтый самолет стоял недалеко от памятника, но сегодня его перенесли.
Примерно до 2015 года сам бюст тоже стоял в другом месте, но и там рядом была детская площадка. Однажды он даже стал невольным героем фильма. В 2007 году ташкентские документалисты Умида Ахмедова и Олег Карпов сняли фильм «Ни жить, ни умереть в Ташкенте», несколько эпизодов которого связаны с этим памятником. Как в небольшом эпизоде с «Циолковским», так и в фильме в целом затронуты темы заброшенности и памяти о былом величии.
На улице Фаргона йули в конце 19 – начале 20 века находился секретный пороховой завод, а вдоль всей улицы можно и сегодня увидеть постройки того времени – примеры туркестанской колониальной архитектуры. В этих домах жили инженеры завода и командный состав. В 1932 году здесь была открыта бумажная фабрика, которая проработала до 2000 года. В 2018 году здание фабрики «УзБум» выставлено на аукцион – тогда общественность выступала за сохранение исторического здания и его превращения в культурный центр. Сейчас за территорией бывшей фабрики идет строительство жилого комплекса Golden House, а местные жители обеспокоены судьбой жилых домов на близлежащей улице.
Чуть в стороне от шумной стройки и споров о культурном наследии притаилась странная бетонная конструкция. Она находится у главных, почти всегда закрытых ворот бывшей фабрики и похожая на насупившегося зверька. Вероятно, это модель бумагоделательной машины, которой художник придал конструктивистские черты, слегка упростив ее очертания. На лицевой стороне видны следы от гвоздей, на которые раньше была прибита табличка. Очертания букв сохранились – «O‘zbekiston qog'ozi» и «1932». Та же надпись на обратной стороне памятника выполнена объемными буквами. Тело машины покрыто граффити, а некоторые элементы скульптуры побились от времени, обнажив металлический каркас.
Неизвестно как долго еще простоит это странное и неповоротливое создание, в палисаднике, поэтому советуем вам прогуляться до УзБум пока не поздно.
В парке рядом с Центральным выставочным залом (напротив ЦУМа), за кронами деревьев спрятался памятник мужчине в берете и с молоточком в руках. Его высота около трех метров, покрыт желтой краской, которая местами сколота, а кое-где зияют дыры. Черты лица у него необычны – особенно выразителен разрез глаз, благодаря которому лицо человека напоминает изображения египетских фараонов. Сидящий в этом парке человек – египетский скульптор Махмуд Мухтар. Он считается основоположником национальной школы скульптуры 20 века. В Каире есть музей, посвященный художнику.
Автор памятника – наш современник Усама Эль-Серуи. Он скульптор и искусствовед, учился в Каирском университете и Академии художеств имени Репина в Петербурге. В Каирском университете он преподает на кафедре русского искусства, а в 2010-х годах был атташе по культуре Арабской Республики Египет в России. Он автор памятников деятелям культуры и искусства Египта по многих городах мира. В 2007 году Усама Эль-Серуи был в Ташкенте. В подарок городу и в знак культурных связей между странами он выполнил памятник Махмуду Мухтару.
Откровенно говоря, скульптура не выглядит монументально или величественно, и это просто объяснить. На самом деле, она сделана из временного материала – формопласта, но в дальнейшем должна была появиться более основательная версия, например, из бронзы. Но этого не случилось и хрупкий Махмуд Мухтар остался в Ташкенте один.
За театром оперы и балета имени Навои есть небольшая парковая зона. Сейчас самыми яркие акценты тут – пестрые крытые пластиковые скамейки. Но помимо них, по аллее разбросаны причудливые полуабстрактные конструкции. Шесть предметов выполнены совершенно в разной манере: есть зооморфное изображение, объект, похожий то ли на камни, то ли на куски земли, маленький столб, на котором словно вырезаны непонятные письмена, установка, похожая на сказочные ворота и т.п. Материалы у всех предметов тоже разные: метал, камень, дерево, глина.
Мы находимся в Международном саду керамики…точнее в том, что от него осталось. А история произведений, которые здесь находятся начинается в 80-х годах 20 века. Тогда приняли решение о том, что необходимо развивать традицию садово-парковой скульптуры, которая в отличие от монументальной в советском Ташкенте развита не была. Для обучения местных авторов и обмена опытом с 1983 года стали организовывать всесоюзные симпозиумы по садово-парковой скульптуре. Приезжали художники из союзных республик, здесь проводились мастер-классы и конференции, а работы, которые выполняли мастера, оставались в городе. Поначалу их разместили в парке рядом с Дворцом Романова, которые в те годы использовался как музей антиквариата и ювелирного искусства.
В 1990 году симпозиум повторили, но сделали его уже международным, приезжали художники из Испании, Мексики, Швейцарии, Германии, России. И для произведений, которые создавали скульпторы и керамисты тогда, отвели парк за театром Навои. Все работы должны были находиться в гармонии с растительным миром – отсюда и природные формы, и естественные материалы всех объектов.
К сожалению, дальнейшая судьба скульптур в этом парке печальна: большинство их были разрушены в середине 90-х радикально настроенными гражданами. Здание Дворца Романова в 90-х переформатировали в Дом приемов МИД, проводилась реконструкция, территория была закрыта для общественности, а вот куда делись скульптуры с первого симпозиума неизвестно.
На Дархане, по адресу Проспект Мустакиллик, 90 есть небольшой палисадник. Несмотря на то, что рядом шумная трасса, здесь довольно тихо и спокойно: уютные скамеечки, много зелени, в теплое время года щебечут птички, есть фонтан, но сейчас он не работает. И не сразу можно обнаружить на себе пристальные взгляды. Но это не любопытные граждане на скамеечках, а странные существа, которые эффектно замаскировались среди деревьев и каменного декора. Деревянные рыцари-истуканы и причудливые морские твари, вырезанные из пней – кажется словно они стоят на страже их маленького укромного «леса».
Неизвестно, кто автор резных скульптур по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» и когда их здесь установили. Возможно в 70-80-х годах, так как в 1974 году на этой улице был установлен памятник русскому поэту, а в 1980 году открыта станция метро, названная в его честь. В 2015 году памятник был перенесен к зданию Министерства легкой промышленности Узбекистана (бывшая Театральная площадь), там же был разбит «Парк пушкинских времен», а площадь также получила имя поэта. Из-за этого наш небольшой, но атмосферный парк деревянных скульптур стал немного оторван от своей первоосновы. Но это место остается укромным уголком со своей уникальной сказочной тишиной.