"Статуи в центре сквера меняются, а гостиница-книжка будто идеальная ширма остаётся – обрамляет площадь и служит экраном для световых посланий"
В советском градостроительстве гостиницы венчали почти все главные ташкентские площади: «Москва» на Чорсу, «Россия» на перекрёстке Руставелли и Сапёрной, «Ташкент» на Театральной и «Узбекистан» в бывшем сквере Октябрьской революции, а ныне сквере Амира Темура. Последним двум, пожалуй, повезло больше остальных. Если «Москва» сейчас торчит голым остовом, «Россию» не узнать за новым фасадом, то «Ташкент» и «Узбекистан», хоть и были реконструированы, но до сих пор стоят и легко узнаются.
Открытка с гостиницей «Узбекистан», 1980. Фото: pastvu.com
Но всё же из них, пожалуй, именно «Узбекистан» или «Узбечка», как ласково зовут её ташкентцы, является зданием-символом Ташкента, видом с тысячи советских открыток, а нынче и самым большим и почетным билбордом страны.
Высотную гостиницу спроектировали в 1974 году архитекторы ТашЗНИИЭП: И. Мерпорт, Л. Ершова, В. Рощупкин и В. Нарубанский. «Узбекистан» расположился очень выгодно: здание как бы венчает сквер, здание поднято на высокий подиум и ведёт к нему пологая длинная лестница. Здание-книжка развёрнуто к поднимающимся западным фасадом. Впечатление создается как нельзя более парадное, что особенно хорошо для приёма иностранных гостей.
Строительство гостиницы, 1971. Фото: mytashkent.uz
На 17 этажах гостиницы разместились 930 номеров – коллосальное число по тем временам. С восточной же стороны здания расположился низкий двухэтажный корпус с кафе, банкетным залом и рестораном. Кроме того, тут есть и внутренний дворик с водоёмом и фонтанами, над которыми разместилась и манила в летний час чайхона, где можно было отдохнуть на улице даже в самые жаркие дни. Одним словом, «Узбекистан» был готов бесперебойно принимать, кормить и ублажать тысячи посетителей в месяц.
Другая архитектурная особенность гостиницы, которая сразу бросается в глаза и в объективы фотоаппаратов, – солнцезащитные решетки-солнцерезы, которыми украшен западный фасад. Такая модернистская вариация на тему традиционных узбекских панджар, надо сказать, была довольно популярна в советской архитектуре Узбекистана 1970-1980-х годов.
Например, похожий приём был использован в здании министерств на площади Ленина. В «Узбекистане» спрямленные и умноженные так, чтобы заполнить всю внушительную плоскость фасада, узорные решётки создают непрерывный ритмический рисунок и действительно «держат» огромное пространство. С обратной стороны здание было не менее выразительно. Кубический ресторанный блок венчал изящно изогнутый бетонный козырёк, по сути, отдельно стоящая скульптура на постаменте – именно так он воспринимался с расстояния.
Отдельная история – интерьеры гостиницы, для украшения которых были приглашены лучшие мастера. Рельефную роспись в зале ресторана была выполнена В. Чубом, а витраж «День и ночь» в баре – художницей И. Липене, которая делала, например, витражи и лампы для ташкентского метро. Резьбу по ганчу в вестибюле (как же без неё!) исполнили народные мастера. Вестибюль же украшала изогнутая скульптурная лестница.
Неудивительно, что «Узбекистан» служил парадной площадкой для размещения иностранных гостей и проведения крупных мероприятий. Например, здесь жили гости Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки – важного культурного и политического события в советском мире и мире стран, сочувствующих соцблоку.
IX Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки, 1986. Фото: Tashkent Retrospective
Что же сейчас?
Как говорится, спасибо, что стоит. «Узбекистан» пережил реконструкцию и до сих пор успешно принимает гостей. Больше всего, как всегда, изменились интерьеры. К сожалению, многие объекты монументального искусства в общественных зонах были уничтожены. Исчез задорный козырёк с заднего двора, зато появился неловкий козырёк у входа. Номера освежили, и стандартный двухместный номер обойдётся сейчас в 50 долларов за ночь. Отдельная причина остановится именно здесь – потрясающий вид на Ташкент, особенно если поселят повыше. А в баре и ресторане здесь рады не только постояльцам.
Статуи в центре сквера меняются, а гостиница-книжка будто идеальная ширма остаётся – обрамляет площадь и служит экраном для световых посланий, где в странном соседстве можно увидеть призывы к вакцинации, рекламу J. Kim, узбекский герб, а иногда просто зависший экран.