Оля Вис — современная художница из Узбекистана, работы которой видел каждый — яркие колоритные открытки, которые точно передают быт и уют нашего народа.
Художница поделилась с нами подробностями творческого пути и рассказала, как создавались её самые известные работы.
Родители с детства поддерживали стремление рисовать, а бабушка воспитывала во мне творческую личность, прививая любовь к прекрасному. У неё было много книг про искусство, которые мы часто обсуждали. Ещё помню, что она всегда говорила: «если идешь на мероприятие, надевай красивое платье».
Рисую я с детства. В 14 лет начала задумываться о колледже в этом направлении, родители поддержали. Готовилась к поступлению с седьмого класса — натюрморты, гипсовые скульптуры — терпеть всё это не могла. В том возрасте хотелось рисовать абстракции — это было моей медитацией.
Поступила в Республиканский художественный колледж им. Бенькова, где прошла настоящую художественную школу. Мне повезло с преподавателями: они всячески поддерживали мои начинания, не ломали и давали пространство для собственного творчества — мол, нарисовал десять набросков по заданной теме, а одиннадцатый можешь на свой вкус. Помимо занятий в колледже, раз в неделю ходила на дополнительный урок по живописи.
«Мы не будем сильно тебя хвалить, чтобы ты больше стремилась — классика советской школы»
После началась следующая школа жизни — «студия Гараж». Мне было лет 18. Хороший опыт и зарплата по тем временам.
Там я научилась пользоваться аэрографом и работать с различными поверхностями. В процессе встретила Кристину, с которой позже делали проект с 3D-рисунками на асфальте в виде оптических иллюзий.
За год работы в «Гараже» появились знакомые в тусовке, которые начали звать на роспись стен в заведениях. Первое время было интересно из-за большого поля для действий, постепенно приходило осознание, что у тебя есть право на ошибку. Стена — это не операция на сердце. Сделал что-то не так — закрашиваешь и начинаешь сначала.
Позже декор надоел, потому что приходилось рисовать одни и те же листочки-цветочки на стенах кафе — честно, это ужасно. Уговаривала владельцев на другие эскизы — уникальные, интересные — и на это уходило много сил.
Дальнейшие поиски себя привели к графическому дизайну — осознала, что не хочу останавливаться только на картинах, что мне нужно нечто новое. Поступила на заочное отделение в Казань. Первое время было непривычно рисовать стилусом, хотя, по сути, это просто новый инструмент, каким когда-то для меня был валик или мастихин.
Мне откликается история «уродливой красоты», когда как типичная вылизанная внешность отталкивает. Иной раз смотришь на человека и восхищаешься его непохожестью — горбинками, например. Особенно любила писать такое в 20—25 лет, дорабатывала образы, опираясь на внутреннее состояние героя.
Первые заказы в качестве графического дизайнера были банальные — логотип, эскиз для татуировки. Перед карантином пожила немного в Казани, но соскучилась по маминому оливье настолько, что приехала обратно. Пока была там — вела мастер-классы по живописи. Это был интересный период, многому научилась. Именно в ту поездку я открыла для себя идею открыток. Там, на локальных маркетах, они были совершенно разные — с цитатами, прикольными рисунками, и мне очень зашла эта тема. В Ташкенте такого бума открыток еще не было, что я и взяла это на заметку.
Моя история с участием на ярмарках началась далеко не с открыток, а с ободков, которые я украшала цветами. Кажется, это было в 2012 году — восточный базар в отеле InterContinental.
Во время карантина я запустила акцию в своем Instagram-аккаунте — рисовала портреты за 50 000 сумов. Надо было себя чем-то занимать в то странное время. Иногда в день рисовала по 10 штук. Параллельно уже начала работать над своими уникальными иллюстрациями, но еще не было какого-то единого стиля и тематики.
В какой-то момент я погрузилась в творчество испанских и мексиканских художников — вдохновил колорит, удалось прочувствовать формы работ. Тут и пришла идея рисовать то, что я видела все детство — базары. В иллюстрациях я делаю акцент не на лица и характер персонажа, а на атмосферу пространства вокруг и быт. Мои рисунки передают то, что окружает всех нас. Первую партию сюжетов я рисовала около трёх недель и никому не показывала.
Отправилась на базар, чтобы сделать свои референсы. Взяла фотоаппарат и поехала искать уникальные ракурсы. Чуть позже показала работы подруге, которая живет в Дубае: «Оля, ты должна показать это всему миру». Но я продолжала рисовать в стол.
Оля рисует узбекские тарелки — кто это примет? У меня всегда был комплекс, что я здесь чужая. Но потом поняла, что это лишь мое восприятие. Я родилась в Хорезме, всю жизнь меня окружала атмосфера местного быта. Истории своих иллюстраций я не придумывала и рисовала не по описанию из книг — я проживала их сама. Через эти рисунки теперь передаю свое виденье нашего народа.
«Базар — место для релаксации: приехать и послушать этот шум»
Постеры из серии «Восточные базары» я начала продвигать через Instagram в январе 2021 года. К 8 марта создала сюжеты, посвященные празднику, например, «ты нежная и сильная, как цветок хлопка» и «ты уникальна как каждый элемент сюзане». Весной я уже начала печатать открытки в том виде, в котором они доступны сегодня. А дальше все завертелось — было много комментариев, вопросов и поддержки.
Успех открыток заключается в том, что они маленькие и доступные в сравнении с картинами. Их легко увезти с собой — в подарок или на память о родном крае.
Для поиска новых форм и идей поехала в Бухару и Хиву. Гуляла, наблюдала и собирала референсы для новых сюжетов. Еще изучала нашу кухню, чтобы изображать не только плов. К осени начала сотрудничать с Варим кофе — выставляла у них свои работы, параллельно рисовала для их бренда.
Раз в несколько месяцев я участвовала в маркетах Teplo. Затем Чарос (организатор Teplo) сообщила о планах открыть пространство локальных брендов — разумеется, я согласилась стать резидентом. Это была чудесная новость. Особенно радовала мысль, что в Teplo Store будут заглядывать априори те люди, которые понимают и ценят творчество.
Резиденты арендуют полочку или уголок в пространстве, обустраивают его. Я понимала, что, возможно 70% от продаж будет уходить на покрытие арендной платы, но мне это вполне подходило. Хотелось быть частью этого проекта и поддержать Чарос, которая когда-то поддержала меня.
На открытие пространства я опоздала. Вбегаю — и сразу же начинаю всех поздравлять, меня поздравляют в ответ. В какой-то момент понимаю, что меня поздравляют с чем-то другим — не с открытием. В этот момент узнаю, что TBC Bank предоставил гранты нескольким резидентам Teplo Store, и я вошла в этот список. Грант подразумевал под собой спонсорство трех первых месяцев. Я совсем была не готова к такой приятной новости… Здорово, когда твое творчество поддерживают.
Рисование, как и любой другой навык, требует ежедневного внимания. Это как тренировать мышцы — нельзя натренировать их раз и навсегда. Художник должен держать себя в форме, пробовать новые материалы, инструменты и поверхности, при этом возвращаться к тому, что уже хорошо получается. Разумеется, бывают дни без кисти и красок — и это не критично. Но если пропускаю неделю — уже ощущаю. Отдыхаю, когда нужно освежить голову и освободить пространство для новых идей.
Да, моя профессия творческая, но я давно договорилась с собой, что, если работаю над заказом — настроение, погода и прочие факторы не должны влиять, а если это личное творчество — пожалуйста. Иногда мне достаточно заварить кофе и «услышать» этот запах в комнате, чтобы начать творить.