Верите ли вы в магию? В знаки судьбы и роковые совпадения? Загадываете ли желание, когда на часах 11:11? Пробегают ли по спине мурашки, когда строчки из любимой песни в наушниках вдруг слово в слово «проговаривают» происходящую с вами реальность? Если да, то иммерсивный спектакль «Говорит Ташкент» — это то, что вам ни в коем случае нельзя пропустить.
Об этом новом для Узбекистана формате и о том, как команде энтузиастов удалось оживить ташкентские мостовые, дворы и переулки поведала автору Helloblog генеральный продюсер и идейная вдохновительница спектакля Фатима Арифджанова. На протяжении последних восьми лет Фатима знакомила россиян с культурой родного Узбекистана, организовывала выставки узбекских мастеров в Москве и была хозяйкой ежегодного фестиваля восточных культур «Тюбетейка».
Фатима: «Ташкент — мой город. Я родилась в Узбекистане, но 21 год прожила вдали от него. Часто привозила сюда гостей из России, открывая для них Узбекистан, и постоянно слышала от них просьбы показать Хиву, Бухару, Самарканд, но не Ташкент. Якобы Ташкент — просто столичный и в нём мало истории. Эта несправедливость сидела во мне занозой.
Каждый раз, возвращаясь сюда, я понимала, сколько ещё во мне невысказанной любви и благодарности к этому городу, и нужно придумать для него что-то особенное. С другой стороны, мысль о том, чтобы вернуться в Узбекистан и сделать здесь проект, вызывала во мне множество опасений. Именно потому, что я здесь не чужая и подвергнусь оценкам тех, кто знал меня или моих родителей. Это накладывало определённую ответственность.
Сценарий спектакля был написан независимой продюсеркой Ксенией Аникеевой, которая переехала в Ташкент из Москвы. Раньше она уже создавала иммерсивные спектакли в России.
Я же познакомилась с этим форматом в Лондоне семь лет назад. Спектакль назывался "Плохие улицы Лондона" — мы ходили по всем этим закоулкам, в которых когда-то орудовал Джек Потрошитель… и это был совсем другой Лондон. Этот интересный опыт запал мне в душу на несколько лет, и вот, случайная встреча с Ксенией в Ташкенте дала необходимый толчок к созданию проекта.
Иммерсивный спектакль (от англ. immersive — погружение, эффект присутствия) — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в происходящее, давая возможность ощутить себя не просто наблюдателем, а полноправным участником действия.
Начиная с февраля мы много ходили в сопровождении настоящих знатоков города — опытного гида Максуда Аскарова и историка Бориса Голендера. Собирали истории местных жителей. Сперва думали, что обязательно "нырнём" в метро. Даже оборудование специальное покупали. Потом отказались от этой идеи. Но мы искали любые возможности, чтобы сделать маршрут интересным и не слишком сложным, ведь он предназначен для людей разных возрастов и разной физической подготовки.
У нас большая команда единомышленников. Композитор, который написал оригинальный саундтрек под уже готовый текст спектакля. Звукорежиссёры, которые провели колоссальную работу, собирая по отдельности звуки города, чтобы создать объёмную звуковую картину. Сценаристы, режиссёры, дизайнеры, переводчики, актёры озвучания. Команда интернациональная.
Поняли, что Ташкент обязательно должен быть многоголосным. Некоторые кусочки текста "подсказывал" сам маршрут, другие я слышала сразу "по голосам" и знала, что они должны быть в спектакле. Это голоса тех, кто когда-либо жил или же оказывался здесь, пусть даже на один день. Все они перемешиваются. И не знаешь, это слова Анны Ахматовой звучат сейчас или твои собственные. Ташкент может дать людям ту эмоцию, которой не хватает каждому в данный момент».
Работа над спектаклем заняла у создателей в общей сложности четыре месяца. В записи принимали участие как профессиональные актёры, так и просто местные жители. А голосом самого города стал заслуженный артист республики Узбекистан Сейдулла Молдаханов. В ближайшее время спектакль так же будет переозвучен на английском и узбекском языках.
Татьяна, участница: «Этот голос с каждым километром становится тебе другом, ты его чувствуешь, и город действительно начинает с тобой разговаривать».
Фатима: «Это не экскурсия, не аудиогид, а настоящий спектакль. Его нужно прожить. Самая главная фраза для меня: "Добро пожаловать домой". С этого всё начинается. Ведь даже если вы не местный, не ташкентский и вообще проездом, через 100 минут оказывается, что Ташкент может стать домом для каждого».
Ида Карапетян, организаторка: «Я столько раз читала текст, слушала его в записи, выходила на репетиции, столько раз прошла этот маршрут, но опять иду и что-то новое цепляет. Каждый раз что-то новое слышу. Особенно, если во время реплики "может быть сегодня ветрено" откуда-то вдруг подует ветер… Это создаёт невероятный эффект! Я чувствую, что поучаствовала в создании чего-то очень классного и значимого. Город меня принял, и теперь это действительно мой дом».
Фатима: «Это наш первый "ребёнок", стоминутный, и он не будет последним. Мне есть еще много, чего сказать этому городу. За те два месяца, что существует спектакль, его маршрутом прошло более 400 участников. В первую очередь это ташкентцы, те, что живут здесь и те, что вернулись из Казахстана, России, Германии, Англии и открывают вроде бы известные им локации заново».
Наргиз, участница: «Мне вернули мой Ташкент. Мне вернули всю историю моего города. После возвращения в Ташкент мне вот этой вот жирной точки не хватало, чтобы почувствовать — я дома. Рекомендую всем, и ташкентцам, и гостям. Вы не пожалеете ни об одной секунде в этом путешествии».
Татьяна, участница: «Спектакль прикасается ко всем и каждому, кто здесь жил, уроженцам и иностранцам. И это даже не про национальность, не про Восток и не про Узбекистан. Это про Ташкент, который умеет вбирать в себя чужой опыт и культуру, умеет отражать в себе любые исторические события. Его жителем может стать любой человек, вне зависимости от национальности. Он очень контрастный, очень разный. И особенно подчёркнута мысль, насколько нам всем важно быть друзьями, поддерживать мир. Сегодня ты мне поможешь, а завтра я тебе помогу. Как это важно быть одной махаллёй на мировом уровне».
Фатима: «Ташкент живой, он всегда был живым. Сейчас сюда приехало огромное количество людей. И мне, местной жительнице, заметно, как город адаптируется под это, как меняются кафе и рестораны, подход к мероприятиям. Это говорит о том, что Ташкент, несмотря на свою древность, очень молодой, потому что только молодые города способны так меняться».
Спектакль открывает участникам неявный, не открыточный Ташкент. Современный город, в котором из окошек такси звучат не только национальные мелодии, но и низкие басы музыкального мейнстрима. На фасадах зданий красуются не только орнаменты Руб аль-хизб, но и свежие граффити. И город принимает их все, как органичную и неотъемлемую часть себя.
В его текст вшиты слова о свободе и смелости: «Нужно иметь большое мужество, чтобы быть свободным», «Не бойтесь быть романтиками, не страшитесь быть мечтателями!». Они звучат, как магические заклинания, и переплетаются с историями о семейных традициях и стереотипах. Как будто создатели — ташкентцы нового поколения — решают реконструировать вросшие в землю, подобно глиняным тандырам, установки про «так принято» и «что соседи скажут». Они готовы принять новый, прогрессивный и свободный Ташкент, не забывая его истории.
Можно надевать обувь поудобнее и отправляться на встречу со знакомым и родным городом, чтобы открыть его для себя вновь.
Фото: Дарья Гордеева, Ален Таиров