07 августа 2023

Ornaments. Vol 3. Пункт назначения: Кашкадарья

Месяц назад в Кашкадарье прошла третья экспедиция по сбору традиционных орнаментов для проекта TBC Ornaments. Кратко мы писали о ней тут. В новом материале мы расскажем подробнее о том, как прошла поездка, чем она отличается от предыдущих экспедиций, вспомним, с чего начинался проект и посмотрим, как устроена внутренняя кухня.

 

 

 

 

Взгляд назад: как появился проект Ornaments

 

Проект Ornaments начался в 2021 году благодаря сотрудничеству арт-блогера и искусствоведа Сардора Бабаева, банка TBC и агентства We Digital под руководством Ферузхана Якубходжаева. Инициаторы хотели создать проект, который, с одной стороны, работал бы на сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана, а с другой — помог бы современному креативному коммьюнити.

 

«На тот момент я уже долгое время наблюдал, как графические или fashion дизайнеры, ребята из продакшна, пытались работать с нашими орнаментами, но часто промахивались, — рассказывает один из кураторов проекта Сардор Бабаев. — Например, кто-то работал над интерьером заведения с "национальным колоритом", но при этом использовал орнаменты, которые к нашему региону отношения не имеют.

 

С одной стороны — в виду отсутствия образования и знаний. С другой — потому что не было никакой базы. Дизайнеры искали орнаменты на стоках или просто в гугле, но в отсутствии классификации найти местные орнаменты было сложно, даже невозможно.

 

При этом информация, собранная искусствоведами и специалистами по прикладному искусству, не была оцифрована. Да и чтобы найти её, нужно было знать, где искать.  Вот этот мой опыт и подсказал, что мы можем сделать нечто полезное».

 

orn2-2

В первую очередь был сформирован костяк команды, которая продолжает работать над Ornaments до сих пор. Сардор Бабаев и Ферузхан Якубходжаев стали кураторами проекта. В качестве эксперта была приглашена Бинафша Нодир, доктор искусствоведения и специалист по прикладному искусству с многолетним опытом работы. Азиз Тухтасинов руководит оцифровкой и разработкой сайта. Фотограф Финат Разяпов — тот человек, который снимает каждый орнамент.

 

Помимо этого, в проекте участвуют специалисты — как от TBC Bank, так и от We Digital, — которые обычно остаются за кадром. Это менеджеры и администраторы, благодаря которым осуществляется коммуникация и рабочий процесс, логистика во время экспедиций, видеографы и мобилографы, которые помогают освещать все этапы работы, дизайнеры и верстальщики, которые приводят проект к итоговому результату.

 

После сбора команды началось планирование экспедиций. Бинафша Нодир помогала определить необходимые локации, ремесленные центры и мастерские. TBC Bank и We Digital получали необходимые разрешения для съемки на территории памятников культуры.

 

Проект организует экспедиции по сбору традиционных орнаментов в разные регионы Узбекистана. Дело в том, что регионы могут сильно отличаться в культурном плане. Это проявляется в языковых диалектах, национальной кухне, одежде, танцах и, конечно орнаментах и формах прикладного искусства.

 

Маршрут первой экспедиции проходил через Ташкент, Самарканд, Ургут, Нурату, Бухару, Гиждуван. Авторы изучали в основном текстильные изделия и собрали около 100 орнаментов (позже обновили коллекцию ещё сотней фотографий).

 

Вторая поездка была сконцентрирована на исследовании керамических изделий и орнаментов, распространенных в Фергане, Маргилане, Риштане и Намангане. Тогда собрали около 200 образцов.

 

На третьем этапе команда отправилась в Кашкадарьинскую область, посетила Карши и Шахрисабз. Хотя и на этот раз собирали орнаменты, применяемые в текстиле и керамике, отличием новой экспедиции стало то, что большое внимание уделяли декору архитектурных памятников.

 

 

 

 

Внутренняя кухня: как происходит работа

 

Участники экспедиции приехали в регион 9 июля и пробыли там пять дней, посетив семь локаций — музеи, архитектурные достопримечательности, мастерские. Фотограф снял несколько тысяч фотографий, из которых эксперты будут отбирать необходимые для оцифровки. Планируется, что на этот раз соберется около 200 или больше орнаментов.

 

Когда команда приезжала на место съемки, Бинафша Нодир, как главный эксперт, давала задание фотографу, что именно нужно снимать и как. Она выбирала орнаменты, которые были характерны для региона и объясняла, какие именно детали нужны — помогала из общего, порой довольно сложного узора, вычленить нужный кусочек. После этого фотограф приступал к съемке.

orn2-3

Администратор поездки записывала объекты съемки и количество кадров. Мобилографы и видеографы фиксировали рабочий процесс, снимали видео и интервью с кураторами и экспертом, которые рассказывали о ходе экспедиции в социальных сетях Банка. А журналистка наблюдала за всем происходящим, помогала участникам, общалась с авторами о проекте и собирала необходимые материалы. 

 

Съемки начинались в 10-11 утра и заканчивались около 5 вечера. За один день удавалось посетить 2-3 локации. Несмотря на то, что команда работала много часов в условиях почти 40-градусной жары, атмосфера была дружелюбная и не напряженная, находилось место и шуткам, и неформальному общению.

 

У каждого была своя задача, но если какие-то участники были свободны, они активно помогали друг другу. Независимо от должности, любой член команды мог подержать тяжелый ковер или направить свет, понести сумку с техникой и т.п.  

orn2-4

 

 

Фотопаркур: как снимали орнаменты на зданиях

 

На архитектурных сооружениях декор можно увидеть в майоликовой облицовке куполов, минаретов, фасадов медресе, мечетей и мавзолеев. Также орнаменты могут присутствовать в резьбе деревянных дверей и колонн.

 

Все эти объекты фотограф снимал в мечети и медресе Одина, в мемориальном комплексе Абу Убайда ибн аль-Жаррох, на руинах Ак-Сарая Амира Темура, в комплексе медресе Чубин и на территории Чорсу в Шахрисабзе. Коротко об истории этих построек можно прочитать в предыдущем материале.

orn2-5

Иногда фотографу Финату приходилось креативить, чтобы поймать в объектив нужный орнамент — часто ему мешало солнце, на котором майолика начинала бликовать, часто появлялись искажения из-за формы зданий или их высоты. Это решалось поиском нужных ракурсов, а в некоторых случаях от определенных узоров приходилось отказываться. Например, декор на стенах руин Ак-Сарая сохранился лишь частично, а многие из узоров находились очень высоко, поэтому не все получилось заснять их именно для оцифровки.

 

А вот в бывшем медресе Одина, превращенном сегодня в филиал музея репрессий, была возможность подняться на крышу, чтобы поближе снять купол. Можно сказать, что эта съемка была даже чуть экстремальной.

orn2-6

 

 

Жизнь орнаментов сегодня: Знакомство с мастерицами

 

Пожалуй, одним из самых ярких и динамичных событий экспедиции стало посещение мастерской Юлдуз Мамадиёровой, которая находится в здании Чорсу. Эта предприимчивая женщина искренне болеет за сохранение традиционных для региона орнаментов и технологии вышивки «ироки». Для этого в 2003 году она объединила местных мастериц и организовала производство текстильной продукции.

orn2-7

Сейчас под руководством Юлдуз — четыре цеха и около 200 работниц. Благодаря этой организации много женщин, в том числе матерей-одиночек, женщин с инвалидностью, мастериц из малообеспеченных семей, имеют возможность работать и содержать себя.

 

Организация Юлдуз участвует в международных выставках и фестивалях прикладного искусства, ей поступают заказы из-за рубежа, но главное для Мамадиёровой — сохранить традиционные орнаменты и техники её родного Шахрисабза и передавать знания от старших мастериц новому поколению.

 

В мастерской Юлдуз встретила команду с распростёртыми объятиями. Специально для съемки работницы развесили на стенах и разложили на полу сюзане, тюбетейки, ковры и прочие изделия. Обычно ткани не хранят в таком виде — их убирают, чтобы уберечь от порчи. Здесь есть как классические типы изделий вроде ковров и сюзане, так и современная одежда и аксессуары, которые пользуются спросом у туристов.

orn2-8

Несколько мастериц сидели в центре мастерской на курпачах и вышивали, окруженные узорами. Съемочная группа запечатлела эти яркие образы, Финат, фотографировал конкретные орнаменты, которые отмечала эксперт, а сама Бинафша общалась с главной героиней этого дня. Юлдуз с большим воодушевлением делилась своей историей и рассказывала о мастерицах и их ремесле. Подробнее о том, что она рассказала нам, мы напишем в следующем материале.

 

Надо сказать, что искусствовед Бинафша знает многих ремесленников и работников музеев, так как со своими исследовательскими проектами объездила многие регионы Узбекистана. И то, что коммуникация уже была налажена, стало полезным для проекта. Зная Бинафшу, мастера доверяли ей и охотнее показывали свои изделия, а работники музея шли на сотрудничество с новым для них форматом проекта TBC Ornaments.

 

 

 

 

Бесконечные часы музейных съёмок

 

Безусловно, съемки в мастерской эффектны и интересны живыми историями — они позволяют увидеть, как развиваются орнаменты сегодня. Но очень важным этапом работы экспедиции стало посещение региональных музеев. В архивах музеев хранятся ковры, сюзане и предметы одежды, ляганы и кувшины с орнаментами, которые сегодня больше нигде не сохранились. Музеи и мастерские часто находятся на территории исторических памятников.

orn2-9

Например, Шахрисабзский музей истории и материальной культуры имени Амира Темура находится на территории комплекса медресе Чубин. Из архива этого музея разрешили сфотографировать сюзане, ковры, чапаны, паранджу и пояса с орнаментами не только Кашкадарьинской области, но и других регионов Узбекистана.

 

Среди экспонатов были предметы XV-XX вв. Что интересно, съемка проходила в соседнем здании, в помещении современного эффектного Музея макома

orn2-10

Два последних дня экспедиции команда провела тоже в музее — в Краеведческом, посвященном Кашкадарьинской области в Карши. Здесь перед фотографом стояла задача отснять огромное количество экспонатов — керамических изделий, фрагментов тканей, кусочков архитектурного декора.

 

Нужно сказать, что часами снимать в музее — не менее сложная работа, чем работать под палящим солнцем на архитектурных объектах. За один день фотографу приходилось снимать сотни предметов и делать более 600 кадров: общим планом, средним и крупным, а также детали — например, если на одном изделии было несколько разных орнаментов.

orn2-11

Отдельной интересной находкой для эксперта и кураторов в музее Карши стала коллекция акварельных рисунков изделий прикладного искусства художника М. Е. Апельбаума (1942-1946 гг.). Часть орнаментов, которые детально зарисовал Апельбаум около 80 лет назад, сегодня уже не найти.

orn2-12

 

 

Что дальше?

 

Следующий этап после экспедиции — это отбор фотографий. Этим занимается Азиз, отвечающий за оцифровку и сайт и фотограф Финат под руководством Бинафши Нодир.

 

После того, как они решат, какие нужны орнаменты, начнется процесс оцифровки каждого. Над этим работает команда из 5-6 дизайнеров в течение нескольких месяцев. Параллельно с оцифровкой дизайнеры также сделают мокапы — то есть примеры того, как орнаменты могут быть использованы в дизайне.

 

На сайте каждый оцифрованный орнамент сопровождается названием, кратким описанием его значения, цветовой палитры, регионом съемки, фотографией того, как он выглядит на изделии, а также мокапом.

 

 

 

 

Как проект становится частью нашей жизни

 

Следующий этап — это рекламное продвижение проекта, а также внедрение его в обиход путем коллабораций с различными бизнесами или социальными проектами.

 

После запуска проекта его поддержали Uztelecom, Testo, B&B и Chaykof, применив оцифрованные орнаменты в дизайне своих упаковок и рекламных кампаний. Например, Uztelecom использовали орнамент «Ой» для брендинга тарифной линейки «Milliy» и внешнего вида SIM-карты.  

 

Накануне последней экспедиции Yandex Go запустил проект «Ориентируясь на традиции» при поддержке Министерства культуры и туризма. Совместно с TBC Ornaments отобрали 10 орнаментов, которыми оформили 300 автомобилей сервиса в семи городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Андижане, Коканде, Маргилане, Намангане. 

 

А ранее Ornaments стали основой для создания каталога традиционных узоров и орнаментов для незрячих — проекта Ольги Керимовой в рамках системы малых грантов Международной лаборатории творчества FOCUS GRAVITY HUB при поддержке Правительства Швейцарии. Сами орнаменты были изготовлены в виде 3D-моделей для тактильного восприятия, а описания к ним превращены в тифлокомментарии и переведены на шрифт Брайля.

 

Помимо продвижения через большие проекты банка, кураторы Ornaments также задействуют свой бренд и личные площадки, рассказывая подписчикам о закулисье экспедиций и успехах проекта. Ферузхан Якубходжаев пишет в своём телеграм-канале «Наблюдения под чинарой», а Сардор Бабаев — в «Околокультурном».

 

 

 

 

Как реагирует на проект Ornaments профессиональное сообщество

 

Сардор Бабаев рассказывает, что был приятно удивлен тому, как локальные ремесленники довольно позитивно реагировали на идею проекта и давали снимать свои изделия.

 

А уже после запуска первого этапа, когда авторы могли показать сайт с конкретными образцами, те встречали идею с еще большим энтузиазмом. Им нравилось, что проект сохраняет наследие наших регионов, а мастера помогают этому. Хорошо восприняли проект и представители креативного комьюнити, у которых теперь есть обширная база традиционных для Узбекистана орнаментов для дизайна, моделирования, оформления интерьеров и т.п.

orn2-13

«Очень важно, что на сайте можно не только посмотреть и бесплатно скачать орнамент, но и прочитать его описание, узнать символическое значение каждого узора, считает Сардор Бабаев. — Это крайне полезно для креаторов и бизнеса. Ведь орнаменты — это фольклор, каждый имеет какое-то значение и область применения: одни считаются оберегами, другие — пожеланиями счастья, какие-то изображают только на женской или мужской одежде, а другие дарят только на свадьбу. И такие детали полезно знать тем, кто использует орнаменты в брендинге, особенно если они выходят на рынки в регионы. Понимание этой символики поможет избежать казусов и завоевать лояльность потребителей».

orn2-14

Сардор также отмечает, что одна из распространенных проблем креативной индустрии в Узбекистане — это то, что там не хватает междисциплинарности. Каждая группа варится в собственном соку: художники — отдельно, дизайнеры или продакшн — отдельно, искусствоведы — отдельно. Есть проекты, технически сделанные качественно, но слабые по содержанию или с точки зрения художественной составляющей и фактологии.

 

«Это часто происходит из-за того, что в большие проекты не привлекают специалистов внутри страны, которые хорошо разбираются в локальном контексте. Очень часто создатели думают, что нужно приглашать иностранцев за бешеные суммы и, подвергаясь стереотипам, совершенно игнорируют специалистов внутри страны. Этим и отличается наш проект — искусствоед Бинафша Нодир принимает активное участие на каждом этапе проекта и мы, кураторы, дизайнеры, фотографы, доверяем её компетенции», — говорит куратор.

 

Также Сардор уверен, что проект Ornaments может помочь студентам — будущим искусствоведам, — которые в условиях нехватки профессиональной литературы и сайтов, особенно на узбекском языке, получают свободный доступ к каталогу традиционных орнаментов, описанных и классифицированных по регионам.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать