Нельзя построить будущего, не зная своего прошлого. Знакомиться со страной в теории полезно, но также необходимо познавать и заново влюбляться в Узбекистан по карте, посещая достопримечательности нашей страны. Очень важно помнить и понимать, что Узбекистан не ограничивается мавзолеем Гур Эмир, комплексом Шахи-Зинда или медресе Тилля-Кари – по всей республике разбросаны уникальные культурные памятники и места, которые будет полезно посетить не только туристам, но и самим гражданам Узбекистана. И здесь мне хочется поговорить об одном из таких уголков – шёлковая фабрика «Ёдгорлик».
«Ёдгорлик» — самая большая фабрика по производству шелковых изделий ручной выделки в Узбекистане. Она была построена в 1972 году, а в 2000-м была приватизирована и стала ООО «Ёдгорлик».
Маргилан издревле считался важнейшим географическим пунктом Центральной Азии: здесь была высоко развита культура и торговля в силу того, что через этот прекрасный край проходил Великий Шёлковый Путь. Особенно он славился своими шелками, которые полностью производились вручную с использованием уникальных технологий восточных мастеров. Люди - вот, что дало начало и продолжило традицию. Прошло много веков, но маргиланцы смогли сохранить секрет, передавая его из поколения в поколение, от старшего мастера к ученику.
Вы можете задать вопрос: «Что же такого особенного в этой фабрике?» Это правда, что сейчас масс-маркет не заинтересован в закупке материала за большие деньги в угоду того, что он полностью экологически чистый и ручной работы. Да и шёлк можно купить китайский, который более известен по всему миру. Так вот я вам отвечу: узнав весь процесс производства, от появления куколки до пошива одежды, вы проникнитесь историей и захотите иметь при себе кусочек прошлого в настоящем.
Повествование о фабрике начинается со 120-летнего дерева, которое повидало и пережило многое. Тут этот хоть и старый, но всё такой же плодородный и стал символом данного предприятия. Перейдём к процессу.
Действие начинается в апреле, когда листья тутового дерева собирают и дают шелкопрядам на съедение, которые выходят из спячки раз в день, чтобы поесть. Этот цикл длится 4 месяца до момента, когда кокон будет готов. После этого завёрнутую куколку размещают на крыше под лучи палящего солнца, чтобы шелкопряд умер и не мешал дальнейшей обработке. Затем коконы опускают в чаны с горячей водой, чтобы промыть и размягчить шёлковую нить, которую потом пропускают через колесо, а затем снова погружают в воду и промывают специальным мыльным раствором. Из одного кокона можно получить до 2 километров шёлковой нити. Как вы заметили, в процедуре не используются новые технологии, химикаты или бешеные затраты энергии. Также важно отметить, что ни один продукт из цикла не выбрасывается: повреждённые коконы тоже обрабатываются и используются для изделий менее хорошего качества, и даже сами шелкопряды могут быть прекрасным лекарством в народной медицине. Практика «zero-waste» весьма актуальна в настоящее время и это является ещё одним баллом в копилку «Ёдгорлик».
Также натуральностью отличаются и краски, которыми пользуются маргиланские мастера. Всего их пять: кожура грецкого ореха для получения коричневого цвета, листья винограда для зеленого, цветы одуванчика для жёлтого, кожура граната для красного и индиго для синего – всё это (за исключением последнего) вы можете найти растущим на территории фабрики. Даже первые штрихи орнамента наносятся с помощью обычной почвы или пепла. Процесс покраски делится на два этапа: художники делают метки на белом шёлке и составляют узор, а потом обматывают лентой нужные части и помещают их в краситель. Придать нужный цвет ткани занимает колоссальное количество времени и труда, что является великой ценностью. В зависимости от состава ткани, они делятся на адрас, что является смесью шёлка и хлопка, и атлас – чистый шёлк.
Следующий шаг – передать материал прядильщицам, которые работают над созданием ковров. Работа над одним ковром может занимать 10-12 месяцев, так как каждый миллиметр делается вручную и детально сверяется с эскизом, предоставленным заказчиком. Сейчас в мастерской работают всего две прядильщицы и за 8 часов работы они выпускают 1 сантиметр линии продукта. В руках у них обычные инструменты, которые вы могли бы увидеть в старых фильмах. В этом месте нет ничего нового и всё соответствует древним традициям, что придаёт ещё большего очарования маргиланским изделиям. Именно они и рассказывают нам о том, что если рисунок на ковре виден и красив с двух сторон, то только тогда его можно считать ручной работой. У этих прелестных женщин опыт работы насчитывает более 15 лет, будучи обученными данному мастерству с самого детства. После небольшого разговора с ними, можно понять, что они совершенно ни о чём не жалеют, что они любят и преданы своему делу всей душой, ведь именно их руками создаётся магия красоты из древности, но в современных реалиях. По их словам, мысль о том, что их изделие будет храниться в одном из музеев мира или услаждать людской взор на выставке, делает их труд менее обременительным, но наполненным смыслом.
Далее по курсу – дукон, или мастерская, где производят атласную ткань для пошива одежды. Из десятка мастериц здесь осталась лишь одна за массивным деревянным ткацким станком, построенным вручную. Взглянув на её рабочее место, вы невольно восхищаетесь умами наших предков, ведь чтобы сотворить механизм такой сложной работы несколько веков назад, нужно было обладать незаурядным умом и обширными знаниями.
На данный момент на фабрике работают всего 47 человек, а в прошлом численность персонала насчитывала около тысячи. Несмотря на то, что традиции забываются, а многие ценности меняются, люди в «Ёдгорлик» остаются верны своей идее. Нам удалось поговорить с директором данного предприятия и хоть на минуту увидеть эту шёлковую фабрику его глазами.
Нынешний директор производства Азамхон Абдуллаев, который изначально проработал здесь 8 лет главным бухгалтером, говорит, что причина, по которой он с таким трепетом относится к своему делу в том, что здесь очень важен баланс организационного и творческого аспекта. Любовь к шёлковому делу началась со дня, когда он увидел в Московском музее наши Маргиланские ткани. Чувство гордости подтолкнуло господина Абдуллаева на то, чтобы изучить историю шелкопрядства, начиная с Шёлкового Пути, собрать информацию как в музеях, так и в письменных источниках, а также найти старых мастеров и узнать все секреты древних традиций. С тех пор как в 1989 году его избрали директором, Азамхон, увидев хорошие перспективы, взялся за дело серьёзно: начал участвовать в различных выставках, развивать туризм и сотрудничество с международным организациям, такими как, например, Британский Совет, немецкий центр GIZ и др. Это стало толчком развития своеобразной школы «Ёдгорлик», которая стала местом становления многих мастеров и мастериц. Именно эта фабрика была первой, кто создал выставку национальных тканей в Узбекистане в 1991. В результате многочисленных интеграций «Ёдгорлик» стал неким центром туризма в Маргилане, что дало прогресс в развитии ремесленничества и текстильного бизнеса в регионе.
«Я безмерно горжусь тем, что смог сделать этот бренд узнаваемым, а также это дело сохранить, несмотря ни на какие перемены и препятствия. Мне нравится мысль, что я оставляю после себя какой-то свет. Это дело моей жизни, но и моя жизнь в нём тоже есть.»
Таким образом, несмотря на невзгоды и неудачи, которые имеют место быть как и в нашей с вами жизни, так и в мире ремесла и бизнеса, шёлковая фабрика «Ёдгорлик» продолжает стоять и держать марку. Эта фабрика уникальна тем, что сохраняет традиции наших предков, одним своим существованием связывая нас с нашим великим прошлым, которое мы должны чтить вне зависимости от того, какая сейчас цифра на календаре. Это место - храм сохранения истории и заботы о природе. Если вы когда-нибудь будете в Ферганской Долине, то одарите визитом этот островок древних обычаев, ведь помимо высококачественных материалов особого ручного производства вы сможете приобрести здесь незабываемые впечатления, которые смогут согреть ваше сердце.