04 августа 2023

«Внутренний горизонт» в Самарканде

Недавно в Самарканде открылась выставка «Внутренний горизонт: Узбекистан 1930-х на фотографиях Эллы Майяр». Выставка проходит в новой галерее Art Station, которая находится в спасенном от разрушения и отреставрированном историческом здании XIX века рядом с железнодорожным вокзалом. До 8 октября здесь можно увидеть уникальные кадры, снятые швейцарской путешественницей Эллой Майяр, которые она сделала во время своего семимесячного путешествия по Узбекистану.

 

Искусствовед Виктория Ерофеева рассказывает, как европейская спортсменка и бывшая преподавательница нелегально приехала в Центральную Азию, что она здесь делала и почему интересно вспомнить об этом спустя 90 лет.

 

 

 

 

Самолётом, поездом, верблюдом

 

Выставка «Внутренний горизонт», на мой взгляд, интересна для разной аудитории по разным причинам.

 

У иностранцев — как дипломатов в дорогих костюмах, явившихся на супер-официальное открытие в 10 утра, так и туристов с гигантскими рюкзаками за спиной — интерес вызывает личность героини выставки Эллы Майяр, её фотографии, её глубокая увлеченность Азией, её взгляд на другое и других. И, вероятно, феминистский посыл.

 

И правда, Элла Майяр была женщиной прогрессивной даже для Европы: она не стала добропорядочной женой и матерью, или, на худой конец, наследницей отцовского бизнеса. Девушка занималась горнолыжным и парусным спортом, причем довольно успешно (участвовала в чемпионатах мира и Олимпиаде 1924), организовала женскую сборную по хоккею на траве, позировала скульпторам, снималась в кино, преподавала языки и часто в одиночку путешествовала на противоположную часть континента.

ella2

Кажется, Элла прекрасно бы вписалась в реалии XXI века, и не только как икона women power. До конца жизни (а прожила она 94 года!) Элла активно занималась спортом — чем не ролевая модель ЗОЖ? И, конечно, её главное дело жизни: путешествия, написанные о них книги и снятые фото сделали бы её тревел-блогеркой с миллионами подписчиков в YouTube и Instagram. Она побывала в Маньчжурии, Афганистане, Иране, Турции, Индии, Непале, Тибете.

 

Центральная Азия стала первым серьезным путешествием тридцатилетней Эллы Майяр дикарём и длилось семь месяцев. Этому и посвящена нынешняя выставка.

 

На четырех стендах через распечатанные фотографии и слайд-шоу раскрывается маршрут, которому следовала Элла в Узбекистане. Сначала — нелегальный приезд в Ташкент товарно-пассажирским поездом из Кыргызстана (на тот момент Узбекистан был закрыт для иностранцев, особенно некоммунистов, а в Кыргызстан она смогла попасть как спортсменка, так как он тогда являлся частью РСФСР). Из Ташкента —трехместным самолётом в Самарканд, оттуда на поезде — в Бухару, после — в Ургенч. Из Ургенча до Хивы Элла добиралась на арбе, а оттуда паромом вниз по Амударье до Турткуля (в то время там была столица Каракалпакстана), и, наконец, из Тохта-Купыра (посёлок в Каракалпакстане) на верблюдах Элла пересекает Кызылкум и прибывает в Казалинск (Казахстан).

 

На каждом из стендов — фотографии, снятые девушкой в определённом регионе. Элла фотографировала городские улочки, памятники архитекутры, базары, мастерские, парикмахерские, фотоателье. Можно увидеть женщин, еще не снявших паранджу, ремесленников и торговцев за работой, подсудимых-«басмачей», приговоренных к смерти на площади Регистан, кочевников Кызылкумов, еще сохранивших свой уклад жизни, несмотря на активную советизацию.

 

Как пишут организаторы: «Элла Майяр хотела увидеть, как новое политическое и социальное устройство меняло жизнь людей в Центральноазиатском регионе, как уходили традиции и уклад, формировавшиеся столетиями, а на их место приходил новый образ жизни. Путешественница пыталась поймать в свой объектив остатки уходящей аутентики — как она её понимала, на фоне стремительно надвигающейся цивилизации и понять, как жители реагировали на изменения, привнесенные в регион извне».

ella3

С одной стороны, в фотографиях Эллы Майяр можно заметить ориенталистский взгляд — чувствуется, что она старается запечатлеть необычные для европейского человека культурные особенности: женщин в парандже, арбы, передвигающиеся по узким улочкам, рынки на земле, наполненные всевозможными товарами, архитектурные памятники с уникальными узорами и орнаментами. Даже то, как она описывает попутчиков, или её мысли об Азии, несут в себе отпечаток экзотизации центральноазиатского региона.

«Четверо женщин сидят в середине двора как темные, бесформенные холмы под своими паранджами. Я подхожу к ним. Мы улыбаемся друг другу. Женщины не носят чадру, и двое из них выглядят восхитительно красивыми в складках паранджи, прихваченных губами. Внезапно став серьезными, они закрыли свои лица, встали и друг за другом пошли к своему хозяину, позвавшему их из ворот» 

 

«Это самое очаровательное создание из всех, кого я видела, — рассказывает Элла Майяр. — На голове ее был огромный тюрбан из белого кашемира, обвитый лентами с золотой вышивкой. Шерстяная бахрома на концах ткани падала каскадом на ее спину. Платок, завязанный под подбородком, отделан красной полосой и, дополняя этот пышный головной убор, как вуаль закрывает почти все тело, делая ее похожей на монахиню…»

 

«Не существует двух мудростей — одна западная, другая восточная. Существует только одна, но никогда не надо забывать, что мы, европейцы, ничто без Азии»

 

 

Рустам Мирзаев. «Солнце путешествует по миру, чтобы рассеять тени. Путешественники и исследователи на Великом шелковом пути». Глава «Элла Майяр. Дорога длиною в жизнь»

При всём при этом, Элла не была обычной туристкой, снимавшей красивые экзотические фотокарточки. Она действительно пыталась понять, как и чем живут люди, останавливалась в обычных домах горожан или юртах кочевников, стремилась общаться с людьми, узнать, как они справляются с трудностями, как сохраняют свои традиции или, наоборот, адаптируются к современному образу жизни, как работает социальная и экономическая политика Советской власти на практике. При этом она следовала принципу невмешательства, не судила те особенности жизни или культуры, которые были ей, возможно, не близки и не понятны, старалась быть незаметной и не выделяться из толпы.

«Жизнь Туркестана зависела исключительно от хлопка… Я чувствую себя как в эпицентре атаки на Хлопок… Но если производится столько хлопка, то почему не хватает хлопкового масла? Вчера поздно вечером я видела дюжину женщин, сидящих на тротуаре перед дверью закрытого магазина. На том же месте утром их было уже с сотню, большинство под паранджой, все с посудой для масла»

 

«В Ташкенте, в старом городе, большинство женщин еще под чадрой, несмотря на советские законы, запрещающие ношение религиозной одежды. Говорят, что с эмансипацией развивается проституция. Вы уверены, что ваши феминистские реформы сделают женщину счастливой?»

 

 

В беседе с Файзулой Ходжаевым, из текста об Элле Майяр, написанном переводчицей Фаридой Шарифулиной

На одном из стендов показывают десятиминутный документальный фильм, снятый для швейцарского телеканала RTC в 1990 году. В этом ролике Элла рассказывает о том путешествии, условиях своей жизни и о том, как снимала некоторые из сюжетов её фотографий, которые можно увидеть сегодня на выставке.

 

 

 

 

«От небесных гор до Красных песков»: наследие Эллы и выставка в Самарканде

 

Все, что видела и узнавала Элла, сохранилась в ее книгах. Она писала книги о своих путешествиях и сопровождала их фотографиями, сделанными в поездках, а полученные гонорары тратила на новые экспедиции. Элла Майяр говорила, что она была журналистом по необходимости и фотографом по призванию: «Как только у меня не хватает денег на кусок хлеба, я начинаю писать о своих путешествиях».

 

Книга, написанная по мотивам путешествия 1932 года в русской редакции названа «От Небесных гор до Красных песков». Небесные горы — это склоны Тянь-Шаня, которые она увидела в Кыргызстане, откуда и начался её трип по Центральной Азии, а Красные пески — пустыня Кызылкум, то есть последний этап путешествия. На английском книга называется «Turkestan Solo — one woman's expedition from the Tien Shan to the Kizil Kum».

ella4
ella5
ella6

Сегодня всё ее наследие хранится в Швейцарии. Оригиналы фотографий с выставки «Внутренний горизонт» — в музее Photo Elysée в Лозанне. А текущая выставка состоялась благодаря коллаборации этого музея, Международного университета туризма «Шелковый путь» в Самарканде, Посольства Швейцарии в Узбекистане и галереи Art Station при поддержке «Ассоциации друзей Эллы Майяр» и госпожи Аннелизы Холлманн.

 

Название выставки появилось благодаря цитате путешественницы и отсылает к её стремлению познавать и исследовать не только мир внешний, но и свой внутренний, развиваться и расти.

 

Куратор выставки Дона Кулматова — дизайнер и член ИКОМОС (международная организация, занимается сохранением культурного наследия), директор галереи Art Station. Дона Кулматова занималась реставрацией здания, в котором открылась галерея и выставка.

 

Само здание — не менее важная составляющая экспозиции. А для жителей Самарканда, возможно, более значимая, чем сама выставка.

 

 

 

 

Восставшее из пепла

 

«А вы знали, что человек, построивший это здание, здесь же и похоронен? — заговорщицки спросил у меня местный житель, остановившийся напротив постера с фотографией европейской женщины, держащей в руках раскрытую карту. — Я знаю, я тут живу 60 лет».

 

«Да не случайный это был пожар — помещение подожгли, чтоб снести и построить там бизнес-центр», — услышала я от таксиста, что вёз меня к галерее с другого конца города. Мужчина конечно порадовался, что помещение отреставрировали, но был настроен скептично: вдруг захотят «отжать». Обещал прийти на выставку с женой.

ella7

Я пробыла в Самарканде три дня до открытия, и за это время встречала разных людей: в такси, друзей — до мозга костей самаркандцев, — и незнакомцев, проходящих мимо галереи. Их замечания складывались в устную мозаику того, чем является это место для Самарканда, того, как оно ценно для жителей и насколько важно может быть наследие родного города.

 

Здание появилось на свет в 1899 году как церковь с колокольней и небольшим куполом. Постройка была инициирована военным губернатором города графом Ростовцевым после окончания строительства Закаспийской железной дороги. Здание из жжённого кирпича было богато украшено декоративными колоннами, арками и медальонами с лепниной из алебастра.

 

В 1924 году церковь была закрыта, купол с крестом сняты, и здание использовалось под различные цели. В разные периоды здесь были библиотека, гостиница для солдат, общежитие для студентов-железнодорожников, агитпункт, кинотеатр, а после развала Советского Союза здание было, можно сказать, заброшено, и о нём словно забыли.

ella8

В 2009 году здесь случился пожар, из-за чего обвалилась крыша. Долгие годы здание находилось в аварийном состоянии. Было много попыток сдать это помещение в аренду, а в 2014 году случился взрыв газового баллона, которое еще больше подкосило состояние помещения.

 

Здание не реставрировали и не заботились о его сохранности, но при этом и не сносили, так как официально оно являлось архитектурным памятником и находилась под охраной государства. В 2016 году помещение было сдано в аренду, его начали частично ремонтировать, но делали это без учёта сохранности элементов, имеющих историческую ценность и правил реставрации. В итоге эти мероприятия тоже сошли на нет.

 

Пока судьба здания оставалась непонятной, некоторые верующие Самарканда время от времени выступали с заявлениями о том, чтобы вернуть помещению статус церкви, но их попытки тоже оказались безуспешными.

 

С 2022 по 2023 год здесь под руководством и при финансировании Министерства туризма начали проводить реставрационные работы — в результате здание было приведено в порядок и превращено в арт-галерею.

 

Сейчас Art Station закреплена за Университетом туризма и культурного наследия «Шёлковый путь» в Самарканде. В планах руководства не только проводить художественные выставки и другие творческие мероприятия, но и организовывать здесь лекции, конференции, семинары и другие образовательные мероприятия, связанные с историей города и региона в целом, вопросами культурного наследия и туризма.

 

В примыкающих к основному выставочному пространству помещениях в скором времени откроется кафе и информационный хаб, в котором приезжающие в Самарканд туристы смогут ознакомиться с необходимой информацией о городе, достопримечательностях, отелях и других локациях.

 

 

 

 

Культурно новый Узбекистан?

 

Выставка «Внутренний горизонт» продлится три месяца, и за этот период авторы обещают организовать лекции об истории и культуре Узбекистана 1930-х годов.

 

Другим интересным моментом стало то, что организаторы предлагают местным жителям стать соучастниками экспозиции. Что это значит? Те жители Самарканда, у кого есть какие-либо фотографии (возможно — фото из семейного архива) или другие артефакты, связанные с Узбекистаном 1930-х, могут принести эти вещи на время для экспозиции в галерее Art Station.

ella9

Нужно сказать, что такой интерактивный подход и желание привлечь зрителей к диалогу об истории и культуре города, а не оставить их безмолвными наблюдателями экспозиции, выгодно выделяет «Внутренний горизонт» на фоне других творческих мероприятий в нашей стране.

 

При этом нельзя не отметить некоторые проблемы коммуникации выставочного пространства с аудиторией. Например, у галереи Art Station на данный момент есть только аккаунт в инстаграме, который ведётся достаточно активно с момента открытия галереи, но при этом ограничивается сторисами, фотоотчётом со дня открытия, анонсом о выставке и заметкой про историю здания. При этом не публикуется какой-то дополнительной информации о выставке «Внутренний горизонт», фактов из биографии Эллы Майяр или другие интересные подробности. Пока на страничке галереи нет информации о планируемых лекциях, их авторах, датах проведения.

 

Момент интерактивного вовлечения зрителей в выставочный процесс также никак не обозначен. Информация о лекциях и участии жителей оговаривалась на открытии куратором и модераторами — сотрудниками, которые сопровождали зрителей по выставке (более неформальный аналог экскурсовода). Но не совсем понятно, как это будет организовано на практике: куда должны обращаться желающие поучаствовать и что им нужно делать. Вероятно, пока инициативным горожанам лучше всего писать в галерею через Инстаграм или подойти в само пространство по адресу Самарканд, Беруни, 1, что рядом с железнодорожным вокзалом.

 

Несмотря на некоторые недостатки, хочется порадоваться. В Узбекистане, и, что интересно, не в столице, во-первых, открылась увлекательная выставка с элементами интерактивности и образовательного подхода, во-вторых, появилось новое современное выставочное пространство, отвечающее необходимым требованиям, и в-третьих, мы имеем пример качественно отреставрированного и восстановленного памятника культурного наследия, который получил новую жизнь.

 

 

Использованы фоторафии Виктории Ерофеевой и Международного Университета туризма и культурного наследия  «Шелковый Путь»

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать