27 мая в фойе театра Марка Вайля «Ильхом» было шумно — впервые после капитального ремонта там открылась полноценная выставка. Журналисты Helloblog побывали на открытии, поговорили со зрителями и организаторами и подготовили для вас оптимистичный репортаж.
Ташкентская архитектура сейсмического модернизма — стиль строительства, разработанный с учетом особенностей сейсмической активности в регионе. Простыми словами, здания спроектированы таким образом, чтобы становиться более безопасными и устойчивыми к землетрясениям. Кроме того, в зданиях используются специальные системы амортизации, которые поглощают энергию землетрясений и уменьшают их воздействие.
Сейсмический модернизм стал ведущим стилем ташкентской архитектуры после землетрясения 1966 года. Здания и памятники того периода отмечаются величественностью и масштабами даже по сегодняшним меркам, а одной из главных фишек ташкентского модернизма стала адаптация приемов классического модернизма к особенностям местного климата.
Идейным вдохновителем, куратором и главным автором выставки стал Александр Федоров — дизайнер и автор инстаграм-проектов tashkent_modernism и allmodernism. Александр уже несколько лет исследует архитектуру Ташкента периода 60-90х годов, печатает постеры с главными достопримечательностями той эпохи, водит экскурсии по сохранившимся зданиям и воссоздает утерянные объекты в виде 3D-моделей и инстаграм-масок.
Помимо Федорова, к созданию экспонатов и оформлению причастны около тридцати фотографов, среди которых много известных имен: Камила Рустамбекова, Эрнест Куртвейлиев, Гаяне Аванесян, Бабур Алимходжаев и другие.
В подготовке также приняли участие команда галереи 139 Documentary Center и MOC.
Организаторы ждали гостей к 17:30. К началу во внутреннем дворике «Ильхома» было многолюдно: эту выставку действительно ждали многие фанаты архитектуры и искусства. К Александру Федорову сразу собралась очередь из журналистов и фотографов, желающих получить комментарии по поводу предстоящего мероприятия.
По разговорам посетителей и по отметкам в социальных сетях чувствовалось, что тема архитектурного модернизма, даже без привязки к Ташкенту, в последнее время так же популярна, как фото на пленку или техно-вечеринки. Модернизм любят, он манит и притягивает своей напускной неприступностью и отстраненностью.
К шести часам, когда все знакомые уже обсудили последние новости культурной тусовки, на импровизированную сцену вышли директор международных программ «Ильхома» Ирина Бхарат и Александр Федоров.
Ирина Бхарат:
«Сегодня у нас открылась выставка “Ташкент. Архитектура эпохи исторического оптимизма”. И кажется, что это очень символическое название — надеюсь, что сегодня здесь собрались люди, которые очень любят Ташкент и очень переживают за то, что происходит в нашем городе.
Кроме того, выставка посвящена архитектурному модернизму — стилю здания, в котором мы находимся. Это здание находится в реестре ташкентского модернизма, но пока еще не внесено в список архитектурных памятников. Тем не менее, мы все здесь, и я хотела бы коротко рассказать о том, как возникла идея провести эту замечательную выставку.
В ноябре прошлого года, в два или три часа ночи, я смотрела в инстаграме встречу с Александром Федоровым, который рассказывал об архитектурных памятниках Ташкента. Эта тема меня очень вдохновила — ведь мы, ташкентцы, знали, что происходило с нашим городом, но не могли в полном объеме оценить масштаб относительно грустных, с моей точки зрения, действий. Я написала Александру, что очень печально, что такая лекция проходит в Москве, а не в Ташкенте, и о том, как было бы интересно провести что-то подобное здесь. И, буквально через пятнадцать минут, Александр написал, что сейчас он находится в Ташкенте и предложил встретиться.
Мы виделись несколько раз, вот в этом же самом зале, который на тот момент выглядел совсем по-другому. Мы начали думать, что хотим сделать какую-то масштабную выставку. И, так как идея уже была, начали искать деньги на ее реализацию. К сожалению, после этого произошло трагическое событие: 12 декабря выставочный зал полностью сгорел, став руинами. Мы начали проводить восстановительные работы, но от идеи провести выставку не отказывались».
По словам Ирины, в период ремонта театр провел выставку молодых художников, которая разместилась прямо на пепелище. А первым мероприятием в уже обновленном зале стала как выставка об архитектуре Ташкента. Отдельно Ирина поблагодарила волонтеров, которые помогали готовить этот масштабный проект и проводили в зале круглые сутки. Подготовка объединила людей с разных городов: волонтерами выступали ташкентцы, украинцы, россияне и многие другие.
Александр Федоров поблагодарил всех присутствующих, в частности, представителей Центра художественного производства «Своды» и пространства ГЭС-2 за интерес к его проекту и поддержку в реализации. К сожалению, на открытии не получилось сделать все задуманное, однако, по словам Александра, оставшиеся экспонаты в скором времени займут отведенные им места.
Александр Федоров:
«Я рад, что мне удалось реализовать этот проект. Я был приятно удивлен тому, как легко люди включались в работу. То окажется, что у кого-то бабушка — бывший директор телебашни, то кто-то согласится помочь с печатью моделей зданий…
…на самом деле, знаете, у “алюкобонда”, которыми обшивали многие здания, обнаружилась еще одна функция — он прекрасно законсервировал фасады, и, таким образом, сохранил их от внешнего воздействия. Взять тот же ДК “Алпомыш” или кинотеатр “Юлдуз” с его мозаикой — все эти здания были обшиты белыми листами, но сейчас наконец-то начинают демонстрировать свое величие».
Главными экспонатами выставки стали постеры Александра Федорова с культовыми зданиями Ташкента. Среди них есть как гостиницы «Узбекистан» и «Чорсу», так и Ташкентская телебашня, кинотеатр «Панорама» и монумент «Мужество».
Композицию постерам составили работы местных и зарубежных фотографов и архивные кадры советского Ташкента. Ламповости и ностальгии добавляют неоновые репродукции знаменитых вывесок: магазин «Спорттовары», кафе «Уголок», ЦУМ, чайхана «Салом» и другие.
Любителям истории стоит обратить внимание на звуковые инсталляции — справа от входа расположились два интерактивных экрана с наушниками, на которых можно послушать воспоминания ташкентцев об эпохе строительства сейсмического модернизма.
К тому же, до конца выставки — а она продлится до конца театрального сезона в «Ильхоме» — можно будет попасть на медиацию с фотографами и Александром Федоровым и задать ему вопросы о том, что ждет ташкентский модернизм в ближайшие годы.