24 мая 2023

ON AIR: как работают радиоведущие в 2023 году

В далёких 90х, в «доинтернетную» эпоху (да-да, всего каких-то 25 лет назад), была у нас такая забава. По вечерам мы с подругами собирались в беседке у дома: одна выносила первый и единственный на весь двор беспроводной телефон (мобильных тогда ещё тоже не было), другая — радиоприёмник. И, настроив его на любимую волну, мы вступали в ожесточённую схватку за место в прямом эфире.

 

Слушали бесконечные короткие гудки, снова и снова перенабирали, пока, наконец, на том конце не раздавалось: «Программа по заявкам. Вы в эфире, слушаю вас!» Сердце замирало, подружки отбегали подальше с приёмником, чтобы не создавать помех, а я, забывая дышать, отчеканивала заготовленные приветы и просила поставить что-то из «Руки вверх» или «Гостей из будущего».

 

В те годы появление большого числа коммерческих FM-станций спровоцировало настоящий радио-бум. Радио служило «волшебным рупором» и средством коммуникации. Открывало звёзд и соединяло сердца. Все молодые музыканты стремились попасть в ротацию, потому что это гарантировало группе моментальный успех. Ведущие радиоэфира обрастали поклонниками, постепенно превращаясь в «радиозвёзд». А профессия «диджей на радио» стала одной из самых популярных. Во время дневных эфиров можно было обсудить самые актуальные новости, озвучить насущные проблемы, а в вечерних — поиграть, посмеяться и даже завести друзей. Ведь, в отличие от недосягаемого телевидения, шанс попасть в радиоэфир был абсолютно у каждого слушателя. Наши голоса были слышны.

 

Прошло много лет. Интернет заслонил собой радио, и даже потеснил телевидение, став всеобщей площадкой для общения и самовыражения. Но так ли это на самом деле? Кто сегодня слушает радио и чем наполнен современный радиоэфир? И наконец, каково это — быть радиоведущим в Ташкенте?

 

Обо всём этом я побеседовала с очаровательной Ириной Перец, ведущей проектов «Двое Шоу» и «Ваше Время» на волнах FM101.0, прямо в студии радиостанции «O'zbegim Taronasi».

onair 2

— Расскажите о вашем пути в профессии. Сколько лет вы на радио?

 

В этом году будет уже ровно 10 лет как я в радийном пространстве. Попала сюда, можно сказать, случайно. После колледжа я буквально пару баллов недобрала до поступления на психолога в МГУ, и знакомый предложил попробовать себя PR-менеджером на радио. Тогда казалось, что это совсем не моё, но всё же я решила не отказываться. Стала вникать и в итоге поняла, что на радио PR-менеджер это скорее СММ-щик. Вела соцсети, писала посты, готовила рубрики.

 

Спустя пару месяцев у моей нынешней и постоянной соведущей Амалии намечалась свадьба. Она вела рубрику «Star’s Life» о жизни знаменитостей и предложила мне на недельку себя подменить. Что-то она во мне такое увидела, я до сих пор не понимаю, что (смеётся). С тех пор зову её Амалия Устозовна («устоз» с узб. — мастер, наставник). Так Ирина Перец впервые прозвучала в эфире.

 

 

— Ирина Перец — это же псевдоним? Как он появился?

 

Ну, Ирина — это моё реальное имя. К нему нужно было добавить нечто звучное. Был вариант «Ирина Green», потому что девичья фамилия — Гринёва. Но нет, что-то не то. Думали-думали, и вдруг меня осенило: «Ну вот же! Перец!». Моя нынешняя фамилия от мужа — Перцева. Мне очень понравилось, как это звучит. Да и какая-то перчинка во мне, конечно же, есть. Хотя всем говорю, что я «сладкий перчик» (улыбается). Но у меня был и второй псевдоним, я бы даже сказала, альтер-эго — Елизавета Романова.

 

 

— А он как появился?

 

Примерно в то же самое время меня, между делом, начали отправлять на различные мероприятия в качестве корреспондента, от выставок по машиностроению до конференций ООН.

 

 

— Ого! Не было мыслей, мол, куда мне, я же в этом ничего не смыслю?

 

Тогда — нет. Всё было интересно. Единственное, поначалу был ещё страх подойти к незнакомому человеку и заговорить. А так, тебе дают пресс-релиз, ты готовишься и, в принципе, понимаешь, что в любой теме можно разобраться. Так я проработала какое-то время, пока вдруг наша новостница не собралась в декрет и не предложила мне встать на её место. Сказала, я тебя всему научу. Как всё оформлять, как брать интервью, чем отличается интервью от репортажа — в общем, всем тонкостям. Так меня поставили на должность новостника.

Новостник — это человек, подготавливающий новостные сюжеты и читающий их в эфире. Он посещает мероприятия в качестве корреспондента, проверяет достоверность собранной информации и оформляет текст новостей согласно определённому стандарту.

Тогда и встал вопрос о новом псевдониме. Ирину Перец уже слышали, это был голос развлекательной рубрики «Star’s week» (подводящей итоги ежедневной рубрики «Star’s Life» — прим. автора). А новости — это другой тон, более серьёзный. Так появилась Елизавета Романова. В первое время, читая новости, я очень старалась звучать иначе, даже искусственно занижала голос. Это было ужасно (смеётся)! Но со временем я привыкла и зазвучала более естественно.

onair 3

Надо сказать, что все рубрики, новости, некоторые репортажи и интервью выходят в записи. Потому, как там тоже есть монтаж, оформление, какие-то подложки, интро-аутро. Впервые в прямой эфир я вышла только спустя два года, в 2015-м. Да и то, не самостоятельно, в компании двух опытных соведущих. И, помню, пока девочки разговаривали, единственное, что мне приходило на ум, было «да, совершенно верно!». Я не успевала за ними! Когда в первый раз выходишь в прямой эфир, то понимаешь, что нужно реагировать на всё быстрее, «подхватывать» другого ведущего, слушать и одновременно обдумывать, что следующее ты хочешь сказать.

Способность одновременно думать и говорить называют риторическим мышлением. Такому мышлению свойственна синхронизация процесса формирования мысли и её формулирования в момент говорения. Этот навык свойственен людям, обладающим когнитивной гибкостью ума.

— Какими навыками вообще должен обладать радиоведущий?

 

Ну, во-первых, да, нужно быстро соображать (загибает пальцы). Импровизация в эфире просто необходима. Ты заготавливаешь себе определённый сценарий и следуешь ему, но в диалоге со слушателем или соведущим вы можете выйти на совсем неожиданную тему.

 

Отсюда вытекает второе — нужно иметь развитую речь и большой словарный запас. Очень помогает много читать вслух. Когда читаешь про себя, то слова «пролетают» мимо и не закрепляются в твоей речи. Ты не цепляешь их на язык. Важно иметь широкий лексикон и уметь по-разному формулировать, чтобы, даже если мысль ушла, продолжить вещать. Нельзя «заглохнуть» в эфире!

 

Опять-таки, надо развивать свой кругозор. Радиоведущий — это все профессии по чуть-чуть: мы немножко медики, немножко астрологи, немножко инженеры. Нужно поверхностно, но во многом разбираться, чтобы уметь поддержать диалог на разные темы. А для этого нужно быть любопытным.

 

Пункт «четыре» — коммуникабельность. Если ты неконтактный человек, то тебе здесь будет очень тяжело. Отчасти ты должен быть ещё и психологом, потому что звонят и пишут абсолютно разные люди — от школьников до людей из категории «70 плюс» — и к каждому нужно суметь найти подход.

 

Ну и в целом нужно быть многозадачным. Ведь, помимо всего перечисленного, ты сидишь за пультом. Надо успевать вовремя нажимать-отжимать кнопки, следить за плейлистом, мониторить, сколько осталось секунд до обязательного рекламного блока, запускать ли трек в эфир, чтобы его не прервала отбивка. Хорошо, что со временем всё это привыкаешь делать почти на автомате.

 

Ещё, конечно, важно быть настоящим меломаном! Самые любимые песни начинаешь со временем ненавидеть, просто потому что они в жесткой ротации или их просят слишком часто. Конечно, есть отобранная редактором большая музыкальная база, которую можно использовать в эфире, как я это делаю в проекте «Ваше Время». И есть определённые ограничения: нельзя, например, поставить подряд две песни одного исполнителя. Плюс существует формат. У нас современное молодёжное радио, и, допустим, какие-то ретро-композиции могут звучать в эфире только под рубрикой «Золотая коллекция». Поэтому иногда приходится «торговаться» со слушателем, мягко уговаривать, предлагать альтернативу. Это, к слову, опять о навыке психолога.

 

Ну и, безусловно, самообладание. Мы вещаем не только на Ташкент, но и на весь Узбекистан, а это большая ответственность. Мы несем добро и позитив, мы — Веселое Радио! И неважно, что у тебя случилось вне эфирной студии — изволь прийти и улыбаться.

 

Как и у актёров перед выходом на сцену, у нас, даже у самых опытных, перед выходом в эфир бывает мандраж. Кто-то на кого-то за эфиром обиделся, кто-то кому-то что-то ляпнул. Иногда бывает очень тяжело, когда ты наблюдаешь ситуацию в мире, которая тебя огорчает, сильно переживаешь. Но выходишь в эфир и должен абстрагироваться, потому что у тебя совсем другая миссия — ты веселишь народ.  Людям не хватает счастья, и мы его даём. Им нужна лёгкость, позитив, нужно отвлечь голову. Иногда мы сами себя называем «клоуны в эфире». И я полностью согласна, этому миру нужны клоуны!

onair 4

Конечно, прилетали и претензии типа «Как не стыдно! Здесь такое происходит, а вы веселитесь!» Люди выплёскивают таким образом свою тревогу. В каком-то смысле, мы и этим полезны. Но никто не знает, что на самом деле у радиоведущего на душе. Внутри от происходящего может трясти, ты можешь даже поплакать за эфиром пока музыка играет. В такие моменты, конечно, выручает напарник: когда есть, с кем прожевать-переварить эмоцию, всегда легче. В любом случае, один ты или вдвоём, в эфир возвращаешься с улыбкой.

 

 

— Где всему этому учат?

 

В Ташкенте есть курсы подготовки радиоведущих. Ещё приходят студенты с факультета журналистики. Их, конечно, учат азам радио-ведения, но не так, чтобы выпустился — и можно сразу в эфир. Нет. По факту, всем приходится переучиваться заново, за эфиром. Я готовилась к прямому выходу два года, наблюдая за работой коллег. Потом долго выходила в дуэте. Изучала аппаратуру, все эти кнопки, фейдеры, программы. А сольный эфир случился у меня только в 2019 году. И даже если у тебя уже есть радийный опыт, всё равно нужно учиться тому, как работают именно у нас. На каждой радиостанции свой формат вещания и даже свой сленг.

Словарик радиоведущего

 

Тортик — это нарезка из фрагментов песен в ротации.

Жесткая ротация — когда песня часто звучит в эфире.

Банка — заранее записанная рубрика, которая выходит в прямом эфире.

Подводка — логический переход от мысли ведущего к песне в эфире и наоборот.

Джингл — короткая музыкальная фраза с названием радиостанции.

Лайнер — по сути то же, что и джингл, но кроме названия станции и частоты несет посыл слушать музыку, наслаждаться эфиром, быть на позитиве.

Минусовка — музыка без вокала.

Подлоги — минусовки, которые звучат на фоне речи радиоведущего в эфире.

Дыра — тишина в эфире.

Отбивка — короткий звуковой фрагмент, обязательный к выводу в эфир, например, отбивка нового часа.

Одежда эфира — совокупность лайнеров, джинглов и тортиков в фирменном стиле радиостанции.

— Значит, теоретически, любой человек с улицы имеет шанс попасть на радио?

 

В принципе, да. Если у тебя есть талант, голос, готовность учиться, а у нас есть свободные вакансии. Но самое главное — показать свои проекты. Если приносишь свежую идею, что-то, чего в эфире ещё не было, тогда все шансы у тебя есть. Ведь радиоведущий — это не просто голос, озвучивающий то, что написали другие. Это автор. Это личность, которая понимает, о чём она хочет говорить, что нести в массы, у которой есть собственные идеи.

 

 

— Кого больше в этой профессии: мужчин или женщин?

 

Вообще никакой статистики нет! У нас, например, среди ведущих русского и узбекского эфира и тех, и других — поровну. Абсолютно у каждого своя аудитория. Есть слушатели в целом радийные, которым всё равно, кто ведёт. А есть поклонники, которые звонят или пишут только в твой проект.

 

 

— Фанаты не донимают?

 

Был один о-о-очень назойливый поклонник. Звонил в каждую рубрику, в каждый розыгрыш. Дозванивался и томным голосом пытался в прямом эфире со мной флиртовать. Отказов не принимал, уговорам не поддавался. В итоге пришлось внести его номер в чёрный список. У нас с этим строго.

 

 

— Бывали ещё курьёзные ситуации в эфире?

 

А как же! В свой первый сольный выход я так перенервничала, что, уходя на песню, забыла выключить микрофон. Подруга, которая слушала эфир, потом рассказала, что это было так. Начинает звучать песня и вдруг тихо-тихо: «У-у-ух, у меня сейчас сердечный приступ будет!» (смеётся). А одна моя коллега как-то грохнулась со стула прямо посреди эфира! Ну, всякое случается.

 

Бывает, что кто-нибудь из дозвонившихся решает в эфире выругаться. На такой случай у нас есть волшебная кнопочка «Delete». Поскольку прямой эфир не такой уж и прямой, на самом деле, он выходит с небольшой задержкой. Именно поэтому, когда вы дозваниваетесь, то в колонках приёмника слышите свой голос с опозданием. Эта задержка позволяет вырезать из эфира до шести секунд, получается склейка.

 

Иногда программа может зависнуть. Для этого у нас предусмотрена спасительная флешка с музыкой. И тут важно быстро среагировать, чтобы успеть вывести песни с этой флешки и эфир не «заглох». Потом, конечно, прибегают звуковики, всё исправляют, совсем без помощи не остаёшься. Но, в любом случае, надо уметь выкручиваться.

onair 5

За оживлённой беседой мы не заметили, как подошло время вечернего шоу. Ирина проверила аппаратуру, надела наушники и вышла в эфир. В первом часе она принимала звонки и музыкальные заявки, играла со слушателями в слова, во втором — зачитывала в эфире сообщения из радийного телеграм-чата. Атмосфера в студии царила непринуждённая. Следя за таймингом и настройками пульта, Ирина откровенно дурачилась, то и дело меняя интонации, кривлялась и пританцовывала в кресле. Своих постоянных слушателей она знала буквально по именам, помнила обстоятельства их жизни, шутила с ними, иногда по-свойски журила.

 

Меня поразило, как много было звонков со всего Узбекистана. Как важно всем этим людям было передать свои приветы и пожелания родственникам, друзьям и близким. Особенно тем, кого нет с ними рядом, но где-то там, далеко, они также прильнули к приёмникам, чтобы услышать родные голоса.

 

Так живо ли радио сегодня? Безусловно, да.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать