Закройте глаза. Темнота. Ничего более. А теперь, не открывая глаза, представьте перед собой цветок, которого раньше никогда не видели. Рассмотрите его, каждый лепесток, во всех деталях. Это сочетание форм, цветов и фактур — уникально, оно существует только в вашем воображении. Представили?
А теперь постарайтесь описать ваш цветок другому человеку так, чтобы он с закрытыми глазами тоже смог «увидеть» его во всех подробностях.
«Крупный полукруглый цветок на тонком стебле с множеством мелких лепестков. В центре расположен еще один цветок, с семью оранжевыми лепестками и сиреневой сердцевиной из пяти лепестков. На его вершине находятся три фигуры, также напоминающие цветы: каждый — с тремя остроконечными лепестками»
Это текст тифлокомментария к одной из моделей проекта Ольги Керимовой «Узоры. Каталог узоров и орнаментов для незрячих и слабовидящих с 3D моделями для тактильного восприятия». Сегодня мы расскажем, как этот проект появился и кто помог с его реализацией.
Тифлокомментарий или аудио-дескрипция — это лаконичное описание предметов, пространства и действий, которые непонятны незрячему или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Это позволяет людям с ограниченными возможностями наслаждаться произведениями искусства наряду с видящими людьми.
«Узоры» — каталог традиционных узоров и орнаментов на русском и узбекском языках с объемными 3D моделями для тактильного восприятия. Каталог полностью переведен на рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля для незрячих и слабовидящих людей.
Проект является некоммерческим и реализован в рамках системы малых грантов Международной лаборатории творчества FOCUS GRAVITY HUB негосударственной школы искусств FOCUS в Ташкенте при поддержке Правительства Швейцарии.
После завершения подготовительного периода будет создано 15 экземпляров каталога, все они будут переданы в дар Центральной Республиканской библиотеке для слепых и 14 школам для незрячих и слабовидящих детей по всему Узбекистану.
В комплект входит коробка с 12 объемными моделями орнаментов, пронумерованными шрифтом Брайля, а также текст на русском и узбекском языках. 3D-модели будут опубликованы в свободном доступе на сайте Международной лаборатории творчества FOCUS GRAVITY HUB для свободного скачивания. Также в планах создание аудио-сопровождения.
Ольга Керимова родилась и выросла в Ташкенте. Изучала японскую филологию и литературу в Ташкентском государственном институте востоковедения. Много путешествовала по Японии во время стажировки в Токийском университете иностранных языков и тогда же всерьёз увлеклась фотографией. Вернувшись в Узбекистан, Ольга продолжила обучаться у фотографа Александра Шепелина, принимала участие в фотовыставках, перфомансах и творческих лабораториях.
«Я часто путешествую по Узбекистану и всегда восхищаюсь изящностью ремесленных изделий и добротой людей, — рассказывает Ольга. — Больше всего места в моём сердце занимают абровые ткани и сюзане. Даже в юности, когда я ещё не сильно задумывалась о значении узоров и орнаментов, с удовольствием носила сама и дарила иностранцам что-нибудь, сделанное нашими мастерами и мастерицами.
В прошлом году мне повезло обучаться дизайну в студии Crave и принять участие в оцифровке орнаментов для проекта «Ornaments» от банка TBC. Это был замечательный опыт, который впоследствии помог мне объединить национальное наследие и современные технологии».
Идея создания «Узоров» появилась у Ольги после участия в исследовательской лаборатории Центра современного искусства в Ташкенте CCA LAB в 2021 и 2022 году.
«Не могу сказать, что занимаюсь чем-то одним: мне нравится преподавание языков, переводы, транскрибация, фотография, дизайн и арт-менеджмент. Для меня творчество — это в первую очередь коннект с людьми, это нетворкинг, знакомства и коллаборации. Будучи фотографом на каких-то мероприятиях, знакомишься с интересными людьми, начинаешь обсуждать совместные проекты, которые потом выливаются в нечто большее. В CCA LAB я пришла как фотограф, но у меня было желание развиваться и пробовать что-то новое», — делится автор.
В CCA LAB Ольга познакомилась с Мирсаидом Мухтаровым, ставшим её консультантом по вопросам о незрячих, соратником и другом. Мирсаид работает в Фонде развития культуры и искусства при Кабинете Министров. Его, незрячего от рождения музыканта, в лабораторию привело желание творчески расти и делать искусство доступным для таких людей, как он сам.
Именно Мирсаид предложил Ольге сделать темой совместного проекта инклюзию.
«Я давно хотела как-то подступиться к теме инклюзии, найти хоть какие-то решения для нашего общества, чтобы никто не оставался вовне. И вот, наконец, нашла то самое направление, где я смогла применить многие свои навыки и быть полезной».
В течение года команда Ольги проводила масштабное исследование на тему того, как воспринимают искусство незрячие и слабовидящие люди и какие соответствующие образовательные методики существуют. Они провели множество частных интервью, беседовали с преподавателями и воспитанниками Специализированной школы-интерната для незрячих детей №77, изучали международный опыт различных музеев и школ. Словом, искали всевозможную информацию о том, какие способы и технологии существуют для знакомства и приобщения незрячих людей к искусству.
«Мы задавали такие — на первый взгляд простые — вопросы, как "что для вас цвета?". Для человека, незрячего с рождения, цвета не значат ничего. А вот для того, кто потерял зрение, цвета имеют огромное значение, пусть даже он их больше не видит.
Самым печальным открытием для меня было прийти в центральную библиотеку для незрячих и не найти ни одной книги по искусству на Брайле. Только шахматы и музыкальные ноты. В школе педагоги стараются познакомить детей с Брайль-артом, резьбой по дереву, вязанием. Но что касается произведений искусства "для зрячих", практически никакой информации, в том числе наглядных пособий, нет. Как следствие, многие незрячие и слабовидящие люди практически не имеют представления о современном и классическом искусстве. И я искала способы сделать его доступней.
В Казахстане, например, отливают фигуры из гипса, кто-то вручную изготавливает тактильные картины. Есть очень много информации, много специалистов по всему миру. Поэтому исследование ещё не окончено, и я постоянно этим занимаюсь, сохраняю данные и так далее».
Путь от идеи до полностью сложившегося продуманного проекта занял у Ольги примерно год. Следующим шагом к его реализации стал поиск финансирования.
«Сейчас я активно изучаю арт-менеджмент и стараюсь сразу же применять знания на практике, — рассказывает Ольга. — Так что проект "Узоры" полностью разработан и просчитан мной: то, как он должен выглядеть, из чего состоять, какие люди мне нужны и сколько понадобится денег. В момент, когда проект уже сложился у меня в голове, я начала искать гранты для его реализации».
Как раз в это время Школа искусств FOCUS в Ташкенте объявила open-call в Международную лабораторию творчества при поддержке Правительства Швейцарии. Лаборатория отбирала участников Центральной Азии по девяти направлениям — игровое и документальное кино, фотография, музыка, изобразительное искусство, поэзия, театр и др. У каждого направления — свой куратор международного уровня.
Ольга стала одной из участниц лаборатории FOCUS GRAVITY HUB по направлению «Изобразительное искусство» на тему «Инклюзия». Куратором этого направления была Мария Сошина, художник-постановщик множества кинолент и театральных постановок в Узбекистане и Центральной Азии.
С 14 января 2023 года каждую неделю в течении 2 месяцев проводились многочасовые лекции кураторов и приглашенных специалистов из разных стран, в числе которых были Диана Рахманова, Алексей Улько, Елена Дейнеко и Аида Машурова.
Участники лаборатории готовили презентации, корректировали структуру проектов, рассчитывали бюджет и т.д.
В результате проект Ольги, наряду с другими, получил финансирование на реализацию. После запуска проект поддержало еще несколько организаций — Ташкентский международный университет Кимё и Ташкентская международная Школа TIS.
Первая презентация проекта прошла 1 апреля 2023 года на открытии FOCUS GRAVITY HUB. Гостям из Ташкента, Бишкека и Варшавы было представлено четыре проекта по направлению «Изобразительное искусство». Во время показа были собраны отзывы и пожелания фокус-групп, после чего проект дорабатывается для финальной демонстрации и утверждения.
«Это просто невероятный опыт и очень много новой и полезной информации, — делится Ольга. — Я горжусь быть частью такого масштабного творческого процесса. Меня восхищает профессионализм организаторов, в особенности директора школы искусств FOCUS Марии Мусаковой. Отдельная благодарность — куратору направления ИЗО Марии Сошиной.
Наши кураторы и команда школы помогали огромному количеству участников, оставаясь на связи с нами в любое время суток. Я нашла много новых друзей, появилось очень много совместных идей, надеюсь, получится всё реализовать в дальнейшем».
Большое содействие проекту оказал друг Ольги, IT-специалист из Беларуси Руслан Панасюк. Он взял на себя всю техническую часть проекта: оцифровку 3D-моделей, разработку нумерации по шрифту Брайля, необходимые тесты, настройку принтеров, благодаря чему векторные изображения обрели нужную форму.
За художественное оформление каталога для зрячих и вёрстку отвечала Александра Володина. А Лидия Насибулина помогала приводить собранную из разных источников информацию в стройный и лаконичный текст.
«Я искала такую технологию, чтобы это было не слишком дорого и долго, и чтобы материалы и технику было легко найти в Узбекистане. Делать что-либо вручную — долго. Технологии специальной печати для незрячих — очень дорогие. А вот 3D-печать стала наконец-то доступной и относительно недорогой. Можно купить принтер и печатать всё, что душе угодно.
Для меня было важно сделать узоры рельефными и не очень тяжёлыми. В итоге, протестировав несколько вариантов, мы напечатали 12 моделей орнаментов для каталога и подготовили текст, доступный для понимания незрячих и слабовидящих людей разных возрастов.
Незрячие люди, прослушавшие текст и изучившие орнаменты, говорили, что им очень понравилось. Многие изображения были для них неизвестны, а теперь они лучше понимают определенные детали даже из декора собственных домов. Вроде бы, что может быть общего у перчиков над входной дверью и узоров на тюбетейках? А много что!
Зрячим людям после опыта прикосновения с закрытыми глазами к узору под тифлокомментарии приходит осознание того, что у незрячих очень многому стоит поучиться. Как минимум, развивать чувствительность пальцев, внимательнее слушать, что происходит вокруг и так далее.
Меня очень радует, что вместо привычной жалости и банальных слов, после совместного изучения каталога зрячие и незрячие люди вместе восторгаются искусством, находят новых друзей и даже начинают работать над совместными проектами. Даже не представляю, что может меня сильнее вдохновлять на дальнейшую работу в данном направлении, чем это».
«Отсутствие зрения — не повод не заниматься иностранными языками, спортом, музыкой, каким угодно творчеством — если будет создаваться доступная для этого среда, жизнь каждого из нас в обществе станет намного комфортнее».
Ольга и её команда планируют продолжать практику 3D-печати для незрячих в Узбекистане, тем самым делая общество инклюзивным и объединяя людей, вне зависимости от их особенностей.
Фото: Анна Шишкина, Анастасия Козлова, Антон Папин