Долгое время съемка на пленку оставалась нишевым увлечением — было слишком тяжело и дорого находить расходные материалы и химию, а процесс проявки ограничивался площадью ванной комнаты и требовал тщательной подготовки. Тем не менее, сегодня пленка снова в моде: социальные сети заполнены слегка размытыми и экспериментальными снимками, а люди все больше интересуются как съемкой на пленочные камеры, так и процессом проявки.
Журналистка Яна Моделова поговорила с создателями двух фотолабораторий Ташкента о том, что вдохновило их открыть собственное пленочное пространство, как правильно проявлять фотографии и что может быть полезно начинающим фотографам.
Я приехала в FilmLab, открытую двумя релокантами из России. В подвале частного дома Эрик и Ольга собрали собственную студию и фотолабораторию для сканирования и печати пленочных фотографий. На стенах висят несколько портретов пары, а также снимки цветов и зданий — все они сняты на пленку и проявлены вручную. В углу, около шкафа, забитого фотобумагой и книгами, стоят кюветы для проявки, а на длинном металлическом столе рядом — два больших фотоувеличителя.
Сегодня для меня и еще одной гостьи Эрик проведет мастер-класс по проявке и ручной фотопечати.
«Пленочная фотография бывает двух видов: цветной и черно-белой, — рассказывает Эрик. — А еще она бывает разных форматов: снятая на узкую пленку, на средний формат, на листовые негативы и на здоровенные камеры — от 8x10” и так далее.
Мы проявляем и сканируем черно-белую и цветную пленку всех форматов. Фотографии с черно-белой, иногда, печатаем на фотоувеличителе. Цветную преимущественно сканируем. С ней гораздо проще работать в цифровом формате: сканировать и обрабатывать уже на компьютере».
На мастер-классе мы будем пеатать фотографии с плёнки, которую ребята сняли до моего приезда. Это небольшая фотосессия недалеко от лаборатории для второй гостьи мастер-класса — фотографа из Москвы, которая не так давно тоже приехала в Ташкент. Пока Эрик готовит необходимые для работы инструменты, Ольга заваривает нам чай.
Так как FilmLab занимаются не только проявкой, но и сканированием, я прошу Эрика подробнее рассказать о сканерах:
«У нас три сканера: Fuji Frontier, Imacon и Nikon. Nikon предназначен конкретно для оцифровки 35-мм пленки и может сканировать не только черно-белую, но и цветную — вытягивать оттуда зерно, получать пленочные цвета и так далее. Долго и с очень высоким качеством. Imacon работает с узким и средним форматом — он был лауреатом многих премий в конце девяностых, на такие сканеры оцифровывали лунную программу.
Совсем недавно мы обзавелись потоковым сканером, который значительно ускоряет оцифровку. Fuji Frontier — эталонный сканер, который стоит во всех серьезных лабах мира, дающий те самые пленочные цвета и картинку за считаные минуты».
FilmLab — официальные дилеры чешского производителя фотоматериалов Foma. Это название может быть знакомо тем, кто снимал на пленку еще во времена СССР. В фотолаборатории можно приобрести как специальную бумагу, так и всю необходимую для проявки химию.
Пока мы разговаривали, ребята уже успели проявить, просушить и нарезать пленку. Проявка пленки — процесс достаточно сложный для новичков, тут много нюансов и деталей, которые нельзя упускать из виду: использование дистиллированной воды, правильная концентрация химии, проверка на разводы и так далее. Впереди нас ждет печать на фотоувеличителе — Ольга закрывает двери и окна, включает красное освещение и просит нас не доставать телефоны и не зажигать фонарики, иначе хорошего результата нам не ждать. Пока мы заняты процессом проявки, я снова расспрашиваю Эрика:
— В чем ваша мотивация заниматься всем этим?
— Когда мне было лет пять, отец впервые показал проявку при красном свете. И я очень сильно был этим впечатлен — это был такой «вау-эффект». И с тех пор я периодически возвращался к этому. Потом, спустя годы, когда мы с Ольгой уже жили в Москве, мы все хотели сделать какую-то домашнюю студию и работать там.
А сейчас мы находимся в Ташкенте и у нас появилось очень много долгосрочных планов, как это все развивать. Подумали, что нужно сделать полноценную лабораторию — знакомить и новое поколение, и тех «старичков», кто уже давно фотографирует, с этим процессом, и как-то его популяризировать, показать его магию. Хотим показывать, что это прикольно, интересно, и можно добиваться очень классного результата не только обработкой или искусственным интеллектом, но и настоящим винтажным творчеством.
Перед тем, как отпечатать весь кадр с помощью фотоувеличителя, Эрик рассказывает о необходимости печати тест-полоски. Тонкий отрезок бумаги как бы поэтапно «засвечивается» несколько раз так, чтобы в итоге получилась «световая лесенка». Верхняя часть отрезка — самая темная, потому что все время находилась под лучом увеличителя, а каждая следующая ступень пошагово светлеет, так как засвечивалась на 5-10 секунд меньше, чем предыдущая. Затем пробник отправляется на проявку, промывку и фиксаж, а по итоговому результату определяется идеальное время для переноса изображения на бумагу.
Затем процесс повторяется уже с целым листом бумаги: фотоувеличитель, отсчет времени, проявка, фиксаж. Так мы получили пару снимков. Признаюсь честно — в этот момент я отчетливо поняла фразу Эрика про «вау-эффект». У тебя на глазах буквально за минуту на абсолютно чистом белом листе, словно как на Карте мародеров из Гарри Поттера, начинают проявляться тени, силуэты и контуры.
Естественно, я не могу не спросить Эрика о том, с какой камеры лучше начать снимать на пленку и что вообще делать новичку.
«Я точно не рекомендую брать какие-нибудь «мыльницы», — говорит Эрик, — потому что пленочная фотография начинается тогда, когда вы начинаете думать о процессе. Когда вы сами настраиваете параметры, продумываете кадр. Мыльницы и все эти модные камеры —просто пережиток прошлого. Тогда они были популярны, потому что у людей не было смартфонов.
Надо найти исправную пленочную камеру, которая позволяет вручную работать со всеми настройками, будь то выдержка, экспозиция, диафрагма — чтобы вы всё могли настроить самостоятельно. Затем — купить ролик черно-белой пленки, с нее проще всего начинать. Обязательно нужно проявить ее дома и запороть, потому что кто-то обязательно включит свет. Вы будете делать всё это в шубе или в пальто, потому что вам нужно светонепроницаемое пространство.
Не нужно заморачиваться над проблемами. Проявляйте, смотрите на ошибки, и когда-то вы поймете, что у вас начинает получаться. Дальше вы сможете попробовать сделать контактный отпечаток и получить позитив — вам даже не обязательно иметь фотоувеличитель. А затем уже вы можете приходить к нам в гости, печатать у нас».
«Еще мы воссоздали процесс амбротипии — старинный фотопроцесс, который появился более полутора веков назад. Изображение получается на прозрачном стекле: обычное оконное стекло режется, поливается коллодием и погружается в нитрат серебра. Далее, когда стеклянная пластина становится чувствительной к свету, у фотографа есть всего несколько минут, чтобы произвести съемку и проявку.
Процесс по сути — старинный полароид, готовые фото можно увидеть уже через несколько минут. А само название «амбротипия» переводится как «бессмертный отпечаток» — снимки на стекле практически вечные, так как изображение состоит из кристаллов серебра. Довольно забавно говорить об этом в эпоху цифровых технологий, архивного хранения файлов, копий и образов дисков и всего вот этого. Но факт остается фактом — стекла, сделанные более 100 лет назад, сохранились до наших дней в неизменном состоянии».
Эрик и Ольга считают, что пленочная фотография безусловно становится более популярной в последние годы. Отчасти, это связано с ретро-модой — то же самое сейчас заметно и возросшим интересом к виниловым пластинкам или стрит-стайлом нулевых. Тем не менее, они не отрицают развитие цифровой фотографии и ее возможностей. Задача FilmLab — популяризировать процесс черно-белой пленочной съемки и обмен знаниями и опытом со всеми заинтересованными людьми. В конце концов, у пленки есть своя собственная романтика и аспекты, которые тяжело запечатлеть на «цифру».
Еще одна лаборатория — часть пространства 139 Documentary Center. Они одни из первых начали брать заказы на проявку и сканирование, а теперь еще и проводят индивидуальные и групповые мастер-классы по проявке и продают фотопленку. Мы поговорили с сотрудницей фотолаборатории Ксюшей Горбачевой о том, с чего начинать свой путь пленочного фотографа и для чего вообще это все делать.
Ксюша занялась фотографией спонтанно. Родившаяся в Сибири, она сняла несколько документальных фильмов о родном промышленном городке. После переезда в Петербург, Ксюша долгое время фотографировала на цифровую камеру и работала в сферах кино и журналистики:
— Мне нравилась монтажная комната — там всегда тихо и только гудят компьютеры. Ты сидишь там до самого вечера, потому что увлечен и ничего не замечаешь. И видя, как постепенно фильм складывается в единое целое, ты осознаешь, какую работу проделываешь. Ты можешь влиять на мир с помощью рассказанных тобою видеоисторий. Так, у меня была работа, в которой я рассказала о семье, все члены которой работают в такси. Это обычная жизненная история, коих сотни вокруг, но получилось очень концептуально.
Фотографировать на пленку Ксюша начала с помощью своего друга: перед самым карантином он подарил ей готовый набор из камеры, трех наборов батареек и нескольких катушек пленки. По словам самой Ксюши, это ей очень помогло выбраться из депрессии и начать замечать удивительное вокруг с новой стороны:
«Знаешь, так происходит, что с пленкой люди как бы становятся «зараженными». Экстремально влюбленные в пленку, они открывают для себя мир заново. Тот момент для меня был очень болезненный, но после этого подарка я поняла, сколько вокруг меня замечательного. Простая прогулка с друзьями в период карантина, когда вы все идете на расстоянии метра друг от друга, и только пленка, которая помогает сохранить эти воспоминания.
Для меня большая ценность, что люди позволяют мне сфотографировать их. Я никогда не воспринимала фотографию за данность и всегда благодарю их за такую возможность. Я люблю людей и люблю сохранять на камеру их эмоции. Я изучаю человека через камеру, через разговор. И от такого ты никогда не устаешь, ведь люди — самое ценное, что есть»
Мы сидим с Ксюшей в фотолаборатории. Это небольшая комнатушка в задней части галереи. Большую часть пространства занимает огромный фотоувеличитель — подарок внука фотографа Макса Пенсона. Маэстро когда-то и сам печатал свои снимки с помощью этого увеличителя. Рядом с увеличителем стоит стол с небольшим раритетным сканером. Ксюша показывает мне, что ради этого сканера им пришлось накатить на компьютер виртуальную машину с Windows 95, потому что драйверов для того сканера на более современных операционных системах просто нет.
Помимо сканера и фотоувеличителя в лаборатории еще много вещей, от которых веет винтажом: на полках лежат старые номера итальянского Vogue и советские учебники по фотографии, а между ними притаились небольшие одноразовые пленочные камеры — такие были очень популярны в нулевых и сейчас считаются чуть ли не экзотикой.
Я спрашиваю у Ксюши, как развить свой навык в пленочной фотографии и нужно ли что-то для этого делать.
— В нас во всех сидит самокритичность. Мне кажется, именно из-за нее я оставила киносферу, настолько сильно она меня раздавила. У пленочников она тоже бывает: кто-то может снимать годами на мыльницы и никак не развиваться, потому что его сжирает самокритичность. А может, ему просто нравится тот уровень, на котором он держится, и тогда это тоже очень здорово. Человек просто собирает для себя моменты из своей жизни.
Я тоже такой была, праздновала жизнь вместе со своей камерой. А потом поняла, что мне хочется еще. Я всегда хотела иметь свою фотолабораторию, поэтому вскоре пошла учиться на курсы — научилась проявлять пленку и печатать фотографии.
Ксюша переехала в Узбекистан в прошлом году и практически сразу ребята из галереи предложили ей работу в фотолаборатории. Конечно, она согласилась. Сначала Ксюша работала вместе с другим сотрудником, а теперь одна — сама берет заказы на проявку пленки, промывает ее, сушит, печатает фотографии и отдает сканы покупателям. Постепенно у лаборатории появились свои постоянные клиенты, которые просто приносят ей негативы и забирают готовые работы.
Во время нашего разговора в галерею пришел парень, который попросил проявить пленочный портрет его дедушки — единственное фотовоспоминание, которое осталось у семьи.
Сейчас Ксюша задумывается о том, чтобы организовать свой собственный фотоклуб, по типу такого, какой она посещала в Питере. Кроме того, девушка думает разнообразить теорию не только практикой по съемке, но и популяризировать коллажи и самостоятельную проявку среди фотолюбителей.
«Я хочу, чтобы у людей была возможность продолжать собирать памятные моменты в физическом смысле. Ничего не имею против цифровых копий, но мне самой хочется дарить друзьям фотографии, вешать фото в рамке на стену. Хочется, чтобы у людей был реальный кусочек из жизни, к которому они могут прикоснуться».