Что вы знаете про узбекское кино? Вероятно, сможете назвать много новых фильмов. Вероятно, вспомните что-то из старого и известного. А еще?
Сегодня мы расскажем, как создавался кинематограф Узбекистана, какие люди к этому причастны и какие имена определённо должны остаться в истории за свой вклад и участие.
Развитие кинематографа — неспешный и размеренный процесс, проходивший во всех крупных странах того времени. После первого киносеанса братьев Люмьер 28 декабря 1885 года на бульваре Капуцинов кино встало на те самые рельсы, которые пронесли его сквозь эпоху становления вплоть до сегодняшних дней.
После исторических событий октября 1917 года эпоха российского кино «серебряного века» открыла дорогу советскому киноавангарду 20-30-х годов. Представители старой школы киноискусства Российской империи покинули территорию будущего советского государства, а в новых политических реалиях смогло заявить о себе поколение безымянных талантов, таких как Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Александр Довженко, Дзига Вертов и другие.
Плакат к фильму «Броненосец Потемкин». 1925 г., реж. С. Эйзенштейн
Пролетарский кинематограф стал объектом внимания всего западного мира. Нестандартный киноязык развил новые модели искусства для европейских стран, а идеи Октябрьской революции вызывали повышенный интерес у всей мировой общественности.
В 1919 году кинематографическая промышленность переходит под контроль Наркомпросвещения — грубо говоря, Министерства культуры и образования Советской России — под руководством Анатолия Луначарского. С этого момента и на несколько десятилетий вперед кино становится орудием агитации режима советской власти и образа жизни советского человека.
Многонациональность советского кино выражалась в строительстве киностудий в ряде городов: Киеве, Одессе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте и других по всему СССР. Становление этих студий шло неравномерно и во многом подчинялось общему состоянию экономики того или иного региона и особенностей развития национальной культуры.
В 1925 году в Ташкенте открывается кинофабрика «Шарк Юлдузи» на базе треста «Узбекгоскино». Тогда же местное кино столкнулось с проблемой нехватки кадров — индустрии очень не хватало актеров с навыками и соответствующей квалификацией. Часть артистов отправили на обучение на кинематографические курсы в Москве и Ленинграде, а другая часть проходила практику непосредственно на съемочной площадке «Шарк Юлдузи», параллельно изучая теорию на специально организованных курсах.
Среди преподавателей у будущих узбекских талантов были известные режиссеры: Каземир Гертель, Дмитрий Бассалыго, Михаил Доронин, Николай Кладо и многие другие. Актерское и режиссерское мастерство освоило будущее поколение национальных звезд — например, Наби Ганиев, Сулейман Ходжаев, Эргаш Хамраев и Камиль Ярматов.
Совмещение практической и теоретической деятельности в обучении помогло молодым режиссерам быстро набраться необходимого опыта. В процессе съемок дебютных узбекских картин они помогали советским сценаристам создавать в фильмах подлинный национальный быт, консультировали по вопросам костюмов и исполняли второстепенные мужские роли.
Кадр из фильма «Мусульманка». 1925 г., реж. Д. Бассалыго
Узбекские немые кинокартины «Вторая жена» (реж. М. Доронин), «Чадра» (реж. М. Авербах), «Минарет смерти» (реж. В. Висковский) главным образом затрагивали тему положения женщин. Кинолента «Мусульманка» (реж. Д. Бассалыго) стал первым фильмом, снятым на основе узбекских материалов и сразу с двумя узбекскими актрисами.
Вышедший в 1927 году фильм «Шакалы Равата» режиссера Казимира Гертеля имел оглушительный успех. Злободневный сюжет, посвященный борьбе с басмачеством, приблизил зрителя к пониманию происходящих в стране событий. Съёмки фильма проходили в кишлаке Бричмулла, а главные роли исполнили Саиб Ходжаев, Рустам Ахмедов, Халил Абжалилов, Рахим Пирмухамедов, Наби Ганиев и Камил Ярматов.
В послевоенные годы в узбекском кино наблюдается кризис, а увеличение количества художественных кинолент приходится на конец 50-х, начало 60-х годов. Появляются фильмы, посвященные сельскому хозяйству и прогрессу в промышленности. Заявляет о себе поколение новой режиссерской молодежи — Латиф Файзиев, Шухрат Аббасов, Али Хамраев, Равиль Батыров, Дамир Салимов, Камара Камалова, Учкун Назаров. Появляется документальное кино «Амударья» Файзиева, «Пять рук человечества» Каюмова, «Дорога в пустыне» Загида Сабитова и др.
В 1972 году в Нукусе был открыт филиал киностудии Документальных и научно-популярных фильмов. Увеличивается спрос на научно-популярное кино. Все чаще выходят фильмы, посвященные вопросам искусства, культуры и экономики.
Кадр из фильма «Шакалы Равата». 1927 г., реж. К. Гертель
Невозможно говорить о раннем периоде развития узбекского кино без упоминания Наби Ганиева. Его заслуженно называют «пионером» и основателем подлинно узбекского кинематографа.
Наби Ганиевич родился в Ташкенте в сентябре 1904 года. Отчаянно увлеченный искусством, юноша поступает во ВХУТЕМАС — высшую художественно-техническую мастерскую, — учится там с 1921 по 1924 год, а после идет работать на кинофабрику «Шарк Юлдузи».
Молодой режиссер впитывает от опытных советских постановщиков знания, трудясь в качестве консультанта по созданию быта и обычаев узбекского народа. Однако чаще всего он работал ассистентом режиссера. В таких фильмах как «Солнце счастья» и «Последний бек» Наби Ганиев все лучше узнает нюансы будущей профессии.
Благодаря своему таланту и исключительной работоспособности, уже в 1925 году его назначают директором киностудии по вовлечению одаренной узбекской молодежи в мир кино. Для них же он издает две собственные книги-пособия «Киносценарий» и «Киноактер».
В 1931 году совместно с режиссером-сценаристом Николаем Кладо Ганиев ставит свой первый фильм «Подъем», взяв на главную роль молодого узбекского актера Эргаша Хамраева. После этого были успешные экранизации фильмов «Рамазан» (1932) и «Джигит» (1935). С учетом национального узбекского характера, он тонко и точно передает тему трансформации человека в условиях новой власти.
В 1936 году, после сокрушительного высказывания Сталина о «формализме в искусстве», многих прогрессивных и постоянно искавших новые формы деятелей кино отстранили от профессии. Идеологическое клише свинцовым грузом легло на плечи талантливого режиссера, на несколько лет отлучив его от любимого дела.
В 1943 году, во время съемок Яковым Протазановым фильма «Насреддин в Бухаре», Ганиева пригласили в качестве консультанта по быту. Протазанов фактически обрел второго режиссера, по достоинству оценив гений Наби Ганиева. Уже после съемок советский режиссер хлопотал у министра кинематографии Большакова о снятии запрета на кинодеятельность узбекского режиссера.
Наби Ганиев во время съемок фильма «Похождения Насреддина», 1946 г.
Через пару лет Ганиев снимает свои самые успешные картины, демонстрировавшиеся во всех крупных кинотеатрах мира. Шедевральная экранизация «Тахира и Зухры» стала первым узбекским фильмом, вышедшим в зарубежный прокат в 1945 году. Главная драматургическая линия фильма сплетается с социальным подтекстом того времени. Из эпической поэмы узбекскому режиссеру удалось создать историко-героическую драму с сильным актерским составом. Для Ганиева «Тахир и Зухра» — первый опыт в создании полнометражного звукового кино.
Съемка приключенческой комедии «Похождения Насреддина» в 1946 году приблизила режиссера к комедийному жанру. Однако постепенное ухудшение здоровья не позволило ему экранизировать свой второй комедийный киносценарий «Теша и Миша».
Постер к фильму «Тахир и Зухра». 1945 г., реж. Наби Ганиев
Одной из последних картин Наби Ганиева был фильм «Дочь Ферганы», рассказывающий о судьбе девушки-хлопкороба. В фильме показывается, как в узбекский колхоз приходит новая жизнь и укрепляются новые социалистические отношения.
Тяжелая болезнь режиссера трагически оборвала его жизнь осенью 1952 года. Похоронен Наби Ганиев на мемориальном кладбище Чигатай на проспекте Фараби. Из пятидесяти лет своей жизни режиссер всецело посвятил любимой профессии тридцать.
Наби Ганиев. Кадр из фильма «Мы победим», 1941 г.
Латиф Файзиев родился в столице 2 января 1929 года. Отец будущего режиссера, Абид Файзиев, в своей работе неизменно был связан с творческой деятельностью. Долгие годы он служил секретарем в Союзе работников искусства (РАБИС) а, в 30-х его назначают директором Узбекского Театра юного зрителя им. Ахунбабаева.
Латиф много времени проводил на работе отца, увлеченно наблюдая за актерами театра. В начале войны, в 1941 году, он становится актером второго состава ТЮЗа, оставаясь при этом студентом театральной студии.
Латиф Файзиев
В 1945 году будущий постановщик был принят на режиссерский факультет ВГИКа под руководством Игоря Савченко, став единственным студентом из Узбекистана. Студенческие годы внесли существенный вклад в становление Файзиева как режиссера, ведь доверие Савченко к студентам позволяло им применять на практике свои творческие идеи и давать советы в процессе съемок. Параллельно Латиф Файзиев снимался на второстепенных ролях в фильмах «Третий удар» и «Тарас Шевченко».
Дебютной выпускной кинолентой Файзиева становится «Никита Братусь», снятая в Киеве в 1951 году. В том же году, успешно окончив ВГИК, молодой одаренный специалист спешит вернуться на родину, где практически сразу его принимают в штат Ташкентской киностудии (бывшего «Узбекфильм»). Эти годы связаны со съемками последних фильмов Наби Ганиева «Ферганская долина», «Академик» и «Канаш», в которых Латиф Абидович выступал в роли ассистента.
Постер к фильму «Крушение эмирата», реж. Л. Файзиев
В первые годы самостоятельного творчества Файзиев экспериментировал с жанрами, выпуская совместные киноленты с другими постановщиками. Он пробовал себя в кинодокументалистике, короткометражном кино и в экранизации спектаклей. В 50-е годы увеличивается спрос на историко-революционную тематику в искусстве, на что режиссер чутко и быстро реагирует.
В 1953-м выходит совместная с режиссером Александром Гинзбургом экранизация узбекского спектакля «Бай и батрак». Через два года появляется фильм «Крушение эмирата» в соавторстве Латифа Файзиева и Владимира Басова. Серьезная историческая драма с маститыми узбекскими и русскими актерами становится первой цветной кинокартиной в биографии режиссера. Картина «Священная кровь», вышедшая в 1956 году — отсчетная точка самостоятельной режиссерской деятельности Латифа Абидовича.
Кадр из фильма «Птичка-невеличка», 1961 г.
С 1956 по 1976 из-под камеры режиссера вышло более 10 фильмов. Он открывает для узбекского кинематографа балетный жанр в кинолентах «Тимур Малик» и «Восточное сказание». А в 1959-м первым в Узбекистане ставит широкоэкранный фильм «Второе цветение».
В 1961 и 1964 году выпускаются значимые картины автора: «Птичка-невеличка» (в узбекской версии «Синчалак») и «Звезда Улугбека». Латиф Абидович окончательно закрепляет за собой статус талантливого и самобытного режиссера.
Увлеченность путешествиями натолкнула режиссера на мысль о создании объединенного индийско-советского фильма — коллаборация двух стран подарила зрителям красивую восточную сказку «Али Баба и сорок разбойников». Для съемок Латиф Абидович поставил самые нестандартные технические задачи, укомплектовал звездный актерский состав узбекскими, русскими и индийскими актерами, и в соавторстве с Умешем Мехрой создает блестящую экранизацию знаменитой сказки.
Кадр из фильма «Али Баба и сорок разбойников», 1979 г.
Ошеломительная популярность фильма была связана с безусловной любовью зрителя. А права на экранизацию картины купили многие страны мира, обеспечив ей небывалый коммерческий успех. Сотрудничество с колоритной и мелодичной киноиндустрией Индии помогло в выпуске еще нескольких успешных фильмов — «Легенда о любви», «По закону джунглей» и документальной киноленты «Фестиваль 76».
Ушел из жизни Латиф Файзиев на пике своей славы в результате сердечного приступа 21 октября 1994 года.
Латиф Файзиев
Появление и укрепление местного кинематографа было явлением своевременным и ярким. Узбекское кинематографическое искусство наполнилось сильными актерами и талантливыми режиссерами, а яркие фольклорные образы начала 20 века сменялись от образов героев революции, идейных соратников, до самых обычных и приземленных образов мужчин и женщин.
Наби Ганиев оказался человеком «своего времени» — с крепким характером и широкими творческими взглядами. Смело и виртуозно работал с актерами, оставляя место для их художественной импровизации. Как настоящий чуткий сценарист, он не допускал в своих фильмах «пустых» диалогов, скрупулезно прорабатывая характер каждого персонажа. Его способность с одинаковым энтузиазмом работать и с полнометражными фильмами, и с короткометражками, всегда поддерживала творческий тонус.
Тяжелые годы массовых репрессий и принудительного отлучения от кино не сломили творческий потенциал Наби Ганиевича.
Поколение национальных режиссеров Узбекистана так или иначе является последователями творческого гения Наби Ганиева. Коллекция его фильмов навсегда вошла в золотой фонд узбекского кинематографа.
В 1944-м году великий режиссер получает звание Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. В 1965-м его имя присвоено Ташкентскому кинотехникуму. А в 2001-м Ганиев посмертно награжден орденом «Буюк хизматлари учун» («За заслуги перед отечеством»).
Латиф Файзиев — сценарист-новатор, который не боялся воплощать на экранах самые неожиданные творческие идеи. Он подарил узбекскому кинематографу величайшие народные фильмы и стал первопроходцем в жанре интернационального кинематографа Узбекистана. Преданность киноискусству наделила режиссера нечеловеческим трудолюбием и наградила безоговорочной любовью публики.
Долгие годы он был первым секретарем Союза кинематографистов Узбекистана. С 1986 по 1988 возглавлял Узбекский театр драмы им. Хамзы. За два года до трагической смерти, в 1992 году, Латиф Файзиев организовывает частную камерную киностудию «Faizi Cinema». Сохраняя преемственность, в наши дни студией руководит младший сын режиссера Фуркат Файзиев. Обилие наград и почетных званий подтверждают гений одаренного режиссера — сокровищница его кинокартин навсегда останется в истории национального кинематографа.
Нестандартные авторские решения Ганиева и Файзиева, а также их горячая привязанность к своей профессии до сих пор вызывают восторг у современных режиссеров. А светлые ностальгические эмоции, которые дарят их кинокартины, не оставляют равнодушными даже самых искушенных зрителей.