13 марта 2023

Как подружить дошкольника с деньгами

Финансовая грамотность, умение копить деньги и понимать, откуда они — навыки, которые нужно прививать людям с самых ранних лет. Конечно, у каждого найдется собственный подход к своему ребёнку, но посмотреть на чужой опыт и сделать выводы — всегда полезно.

 

Мы попросили дизайнера Азамата Шамузафарова, который иногда делится подобными эпизодами в телеграм-канале, рассказать эту историю подробнее. И вот, что получилось.

 

 

***

 

Обычно родители сталкиваются с вопросом денег, когда не могут купить ребенку какие-то игрушки. Причины бывают разными: слишком дорого, нет нужной суммы, или игрушек дома и без того много. Чтобы дети относились к таким ситуациям с пониманием, можно научить их копить и рационально тратить свои деньги. Для малышей и подростков требуется разный подход и разные инструменты. Сегодня мы поговорим о дошкольниках.

 

Детям важно с ранних лет объяснять суть денежных отношений. Так они смогут приучиться к планированию личных финансов с раннего возраста — современная жизнь показывает, что это полезный навык, который следует развивать каждому. Я поделюсь тем, как на личном опыте рассказываю своему ребенку о деньгах. Разберемся, как считать деньги, копить их и тратить, чтобы поход в магазин вызывал радость, а не слезы.

 

Коротко: копим наличные в прозрачной банке, объясняем, что все в любой момент купить нельзя, пополняем за достижения, расходуем с умом.

 

Долго: читайте дальше.

 

 

Считаем деньги

 

Наши купюры считать немного сложнее, чем в других странах, потому что на сумах много нулей. До школы дети не знакомы с тысячами, но для нас это проблема решаема. Я не стал объяснять своему ребенку, что такое тысяча и чем она отличается от 10 или 100. Просто сказал, что деньги бывают 1 тысяча сумов, 2 тысячи сумов и так далее. То есть для него тысяча — это синоним банкноты, но в зависимости от чисел на ней она может называться 5 тысяч сумов или 100 тысяч сумов. Добавил, что чем больше нулей, тем денег больше.

 

Для закрепления мы повторили формулу несколько раз с разными банкнотами. Разложите наличные в порядке возрастания и не используйте мелкие купюры. Вам достаточно только тех, с которыми ребенок будет иметь дело в копилке.

child money 2

Если ваши дети уже умеют считать десятки и примерно представляют, что такое 100, труда в счете не будет. Всего через 15 минут мой маленький финансист отличал одни купюры от других. Чтобы закрепить счет и быть уверенным, что ребенок всё правильно понял, поиграйте с ним в игру. «Покупайте» у него какие-то вещи, а он должен будет давать вам сдачу с ваших купюр.

 

 

Выбираем копилку

 

В наше время неправильно будет держать деньги в обычной стеклянной банке. Даже детские копилки лучше делать в виде банковской ячейки или хотя бы в виде валюты. Обычно эти накопления не только не уменьшаться, но, возможно, и приумножаться. Но для малышей это будет непонятно и, главное, не ощутимо, поэтому, для своего ребенка я придумал копилку другого формата.

 

Сделать ее можно из обычного кухонного контейнера с прозрачным пластиком, который продается в любом супермаркете. Пластик нужен, чтобы копилка не разбилась. Прозрачность — чтобы видеть деньги. Наглядно видеть, как растет твое богатство.

 

Для большего интереса к хранилищу, вместе с ребенком украсьте банку наклейками или подходящими красками (в меру). Крышка должна быть простой, понятной и надежной. Исходите из того, что у вас в банке будет не рис, а наличные.

 

А что насчет других типов?

 

У нас дома три копилки: пластиковый котик для монет, керамический миньон из мультика и прозрачная банка.

 

Самая эффективная — банка, реально работает. Котик подходит только для монет, потому что он маленький. Монеты там копятся не столько как в банке, сколько как на складе. Когда мы их потратим — непонятно, но тысяч 20 там уже набралось. Миньон оказался самым неудачным решением. Его, кажется, кто-то подарил, и сначала его надо было раскрасить. Но теперь ребенку жаль его разбивать, поэтому денег оттуда увидим не скоро. К тому же, непонятно сколько их там.

 

Бывают более интересные копилки, которые «съедают» монеты. С ними может быть веселее, но фокус переводится со «смотри, сколько накопилось» на «сунь ей что-нибудь, что она съест».

 

 

Пополняем копилку

 

Вот, за что я складываю деньги в копилку: посещение детского сада, выполнение домашней работы, чтение книг и уборку комнаты.

 

Есть мнение, что за такое нельзя давать денег. Я не согласен, потому что у меня хитрый план:

 

• Обычно я предлагаю подкинуть деньжат, когда у ребенка слабая мотивация к своим обязательствам. Я его не подкупаю, а торгуюсь с ним — это способ договориться по спорному вопросу. К счастью, ребенок не всегда помнит о такой опции, поэтому к такому варианту приходится прибегать редко. Предлагаю деньги, только когда встречаю сильное сопротивление или когда нам надо начать что-то новое.

 

• Хочется совместить «бесплатные» обязательства с пополнением суммы, но иногда не хватает заданий, если дитя всё и так делает. Поэтому, чтобы не было ощущения, что деньги поступают просто так, я использую момент сопротивления, чтобы сделать встречное предложение.

 

• Также он получает мелочь по праздникам, за хорошие поступки и успехи в учебе. Но это не происходит каждый раз, а только по моей инициативе.

 

Дополнительно я передаю в Фонд покупки дорогой игрушки сдачу после покупок или мелочь, которая остается в карманах. Но кроме стандартных источников накоплений можно использовать и другие.

child money 3

За полцены я продал велосипед, который был нам больше не нужен, а вырученные деньги передал в копилку. Также были проданы несколько книг. В некоторых странах это частая практика, когда родители распродают ненужные детские вещи, но в моем случае деньги идут не в семейный бюджет, а в детский. Благодаря этому, примерно за год был накоплен 1 млн сумов.

 

Не забывайте объяснять, откуда эти поступления. Для появления денег всегда должна быть причина. В идеале — за дополнительный труд, но можно и похвалить ребенка за силу воли и поддержать его старания в накоплении денег.

 

 

Тратим накопленное

 

Итак, мы накопили 1 млн. А еще я подкинул 300 тысяч за первую прочитанную книгу (тонкую, но страдания длились час или два). Мне нужно было мотивировать на чтение большого объема — прежде доводилось читать только короткие слова.

 

По сути, сумма в 300 тысяч — это не цена за чтение книги, а это сумма, которая нужна на какую-то более-менее нормальную игрушку, чтобы она не была размером меньше кулака. С игрушками не могут конкурировать никакие другие вещи — таков путь.

 

Что примечательно: ребенку хотелось купить определенную, но довольно дорогую игрушку. И он честно ждал и копил деньги, понимая, что пока не хватает. Поэтому я хотел показать, наконец, результат инвестиций в свою банку, чтобы не копить деньги бесконечно.

 

Оказавшись в магазине, я узнал, что игрушка стоит в два раза дороже, чем я ожидал и со всем нашим бюджетом мы все равно не укладываемся. Да, я мог накинуть еще и не расстраивать дитя, но я сторонник другого подхода. Объяснил, что денег на эту игрушку, к сожалению, не хватит, потому что некоторые вещи дороже других, но зато мы можем взять несколько разных игрушек подешевле.

 

К счастью, я с младых ногтей терпеливо объяснял, что нельзя в любой момент купить игрушки в магазине, поэтому иногда мы просто ходили в игрушечный как в музей, чтобы «запланировать» покупки на другой раз. Это позволило, с одной стороны, утолить жажду посещения подобного райского места, а с другой — не разорять семейный бюджет на сомнительные товары по первому требованию. Поэтому сейчас ребенок никогда не требует с криками и слезами покупки каких-либо вещей.

 

Забегая вперед — мы набрали два пакета, примерно 6 или 8 игрушек. А ту, желанную… Может, Дед Мороз подарит на Новый год.

child money 4

Час ходили среди полок с детскими мечтами, распределяя бюджет. Иногда я предлагал подумать над решением, потому что импульсивные покупки дело спорное: стоит дорого, а после распаковки все уложится в ладонь, потому что используются большая коробка и упаковка и много мелких деталей.

 

Нужно быть внимательным, чтобы не создать впечатление, что ты все запрещаешь и склоняешь ребенка покупать то, что ты считаешь хорошим, а не то, что ему хочется. Я только ограждал от самых лютых ошибок.

 

Как результат — все довольны, дома — склад, деньги в копилке закончились. Нам ещё повезло, потому что мы случайно оказались в магазине в последний день скидок, поэтому набрали игрушек на треть больше обычного. По возможности, старайтесь тоже посещать магазины в акционные дни. Не забывайте, что часто мы переплачиваем, потому что у нас всё привозное, а не потому, что оно дорогое само по себе.

 

***

 

 

Итого: деньги надо копить, чтобы тратить. Делать это надо с удовольствием, но и с умом тоже. Если ОЧЕНЬ хочется, то уже не важно, разумно оно, или нет — надо брать.

 

Ребенку всегда надо объяснять решения: почему надо копить еще, почему нельзя что-то взять и купить в любой момент, почему стоит посмотреть другие варианты и т.д.

 

По любому желанию покупать игрушки нельзя — это их обесценивает, а ребенок быстро теряет к ним интерес. Также у вас будет не детская, а склад. Помните, что виноват в огромном количестве бесполезных гор игрушек не ребенок, а тот, кто их ему купил.

 

Лучше учить ребенка экономить и потом тратить деньги совместно, чем ситуация, когда подарки будут падать ему с неба словно манна. Так он вовремя познает, как устроен мир и его труднее будет провести мошенникам.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать