С 1960-х до 1991 ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
История Ташкента — долгая и увлекательная. И в той же мере увлекательна история его архитектуры — часто меняя «владельцев» и государственную принадлежность, проходя через эпохи и разные государственные порядки, она постоянно менялась, вбирая в себя новые и новые вещи.
Изучать развитие ташкентской архитектуры — значит погружаться не только в архитектурные и технические особенности. Потому что, изучая её, неизбежно натыкаешься на нечто большее. На правящее государство, на сопутствующую идеологию, на отношение власти к культуре и наследию, на развитие или деградацию самой культуры.
Helloblog предлагает вам погрузится в интересный мир столичной архитектуры в самый насыщенный для нее период, с конца 19 века по наши дни. От полнейшего колониального отказа от традиций до эклектичных заимствований при Сталине, от дерзких интерпретаций и развития средневековых идей во время пика модернизма до простого копирования и нынешних попыток углубиться в древние традиции.
В третьей статье — время со смерти Сталина до обретения Независимости. Самый насыщенный и интересный период — время радикальных и необычных экспериментов, расцвет ташкентского дизайна и «восточного» модернизма, движение вверх, как буквально, так и образно. Время, когда самые важные идеи и архитектурные принципы древности обрели новую жизнь, были переосмыслены архитекторами и вновь вернулись в наш город в обновленном и уникальном виде, не встречающимся больше нигде.
Ранней весной 1953 года умирает Иосиф Сталин — постоянный участник нашей прошлой статьи и человек, по чьим правилам и законам весь Советский Союз жил последние тридцать лет. После некоторого периода партийной неопределенности и внутренней борьбы, лидером страны становится Никита Хрущёв, который, в отличие от предшественника, смотрел на мир иначе — практически сразу после установления власти он начал небольшую либерализацию советского общества, названную впоследствии «оттепелью», и в какой-то степени отказался от практики тоталитарного управления.
Важным шагом для этого направления по мнению идеологов того времени было избавиться от недавнего прошлого, а именно от культа личности Сталина, в честь которого при жизни называли города и которому при жизни ставили памятники, олицетворяя с верховной властью. При Хрущёве многочисленными статьями, публикациями, исследованиями и коллективными письмами стали осуждать культ личности прошлого вождя и выводить на первый план совершенно другие ценности.
Как вы помните по предыдущим статьям, особого массового архитектурного развития в городах тогда не было — разве что парадные фасадные улицы создавали общий стиль и настроение, а вот старый жилой фонд был таким же, как и раньше. За высокими и массивными шедеврами по улице Навои всё так же были одноэтажные старогородские кварталы, а люди в большинстве своём жили в не самых приятных условиях.
Одной из целей Хрущёва как раз и было искоренение этого неравенства: при Сталине крестьяне переселялись в города для работы на заводах и жили в коммунальных квартирах, ютясь в небольших комнатках безо всяких удобств. А планы партии были грандиозными — окончательно решить жилищный вопрос и обеспечить всех своим собственным, отдельным, закрытым и безопасным домом.
Первым шагом стало вышедшее через два с половиной года после смерти Сталина постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно осуждало сложившийся при Сталине декоративный стиль элитного жилья и дало толчок к развитию нового — массового, доступного, типового функционального строительства.
Типовое здание — такое, строительство которого можно массово организовать в любом городе, и которое всегда будет выглядеть одинаково. Самая известная шутка над такого рода концепцией — фильм «Ирония судьбы», где напившийся главный герой попадает в другой город и идет «к себе домой» по улице с точно таким же названием, в такой же по виду дом и в такую же квартиру. Даже ключи подходят.
Функциональное здание — такое, где, следуя принципам старого конструктивизма, не будет ничего лишнего, а у каждого элемента будет своё четкое обоснование.
И, безусловно, самым главным проектом и успехом хрущёвской политики стали хрущёвки — небольшие 4-5-этажные дома с маленькими квартирками и еще более маленькими кухоньками. За несколько лет своё собственное жильё получили десятки миллионов человек.
Насчет кухонь есть несколько забавных теорий — например, говорят, они сделаны маленькими, чтобы люди не собирались на них и не обсуждали политику. На самом деле всё проще, и тут работает принцип функциональности — во-первых, так дешевле государству (помните, что квартиры тогда не продавались и не покупались, а просто выдавались). Во-вторых, проводились специальные исследования, сколько шагов делает обычный человек на кухне. Выяснилось, что чем меньше кухня, тем меньше времени и сил нужно тратить на готовку.
Собственно, эти новые правила архитектуры дали начало и советскому модернизму — современному и прогрессивному по меркам всего мира архитектурному стилю, который господствовал в стране еще не один десяток лет, развивая всё лучшее и отказываясь от всего плохого. Он впитывал в себя важные конструктивные особенности разной архитектуры регионов, где строились здания, и по принципам функциональности давал им новую жизнь. В жарком Ташкенте — особенно.
Но помимо самого руководителя государства и его идей было еще одно событие, повлиявшее на то, какой мы знаем столицу Узбекистана. 26 апреля 1966 года — через полтора года после того, как Хрущёв в результате партийного заговора был вынужден уйти в отставку — в самом центре Ташкента произошло сильное землетрясение.
Землетрясение было сильным, около восьми баллов, и разрушительным. К счастью, от него мало кто погиб, но печальные последствия были в другом — построенные десятилетия, или даже столетия назад здания не выдержали такой нагрузки и просто рухнули. Половина города осталась в руинах.
Восстанавливать Ташкент приехали добровольцы со всего Союза. Тогда же принимались и важнейшие решения о будущем — новый генеральный план, новые планы на застройку и создание жилья — сотням тысяч людей было негде жить, и строить для них типовое комфортное жильё стало задачей номер один.
Сразу же в ход пошли хрущевки. Сначала кирпичные, как на Чиланзаре, потом — панельные, потому что технология панельного строительства была намного более дешевой и позволяла сдавать дома в рекордные сроки, буквально за несколько дней. Впоследствии ассортимент типовых домов Ташкента значительно вырос, добавились и более комфортные «брежневские» кирпичные четырехэтажки, и дома с большим количеством этажей, вплоть до шестнадцати.
Узбекистаном в то время руководил Шараф Рашидов, который апрельским утром 1966 года получил вместо столицы республики чистый лист, готовый для новых планов и экспериментов. Он, умелый и опытный дипломат, знакомый со множеством мировых лидеров и осознававший стратегически важное положение Ташкента, протолкнул идею превращения будущего города в «восточную витрину» Советского Союза — на примере города можно было бы показывать зарубежным гостям, как хорошо живется при социализме и какое внимание уделяется всем регионам, а не Москве и Ленинграду.
При Рашидове в столице появилось не только метро. При нем было простроено, спроектировано или запланировано большинство знаковых для Ташкента зданий, которые и создали современный облик города — от Исторического музея до телебашни. Учитывая, что представляла из себя вертикаль власти в то время, едва ли даже один такой проект появился без ведома лидера республики. И Рашидов — к слову, большой ценитель и защитник национальной культуры — очень часто отдавал предпочтение именно тем проектам, которые впитывали в себя и модернизировали уже знакомые нам по древней архитектуре элементы.
Кажется, пришло время самого интересного — поделим такие адаптации на группы и посмотрим, что из этого получится.
Купола — потому что куда без них. Правда, в отличие от куполов сталинских времён, купола эпохи модернизма стали функциональными, немного поменяв форму и защищая людей от палящего солнца.
Также купола стали неплохим элементом декора фасадов — на некоторых улицах, там, где не все оконные проёмы заложены кирпичом, до сих пор можно видеть такие интересные паттерны:
Классические купола тоже остались. Например, у здания Цирка, или, что логично, у кафе «Голубые купола»:
Вот здесь они тоже интересно обыграны:
Оконные решетки, или панджара — тоже важный для традиционной архитектуры элемент. Основное его значение — защита от солнца и жары. И именно этим функциям дали новую жизнь архитекторы, сумев таким образом значительно сэкономить на кондиционировании и охлаждении помещений.
Решетками защищались жилые дома:
Гостиницы:
Музеи и другие общественные здания:
И даже самое заметное и известное здание города:
А вот это — источник вдохновения для всего:
Также интересен дворец «Туркистон». Найдите сходство:
Особенного внимания стоит еще один объект эпохи модернизма — ташкентское метро. На многих станциях традиционные элементы умело вписали в дизайн, иногда даже адаптируя под них подземную айдентику:
К сожалению, многие объекты советского модернизма не дожили до наших дней — причем они никуда не делись, остались на месте, но были «улучшены» и «украшены» новыми средствами уже в годы независимости, когда их старались подогнать под господствующий стиль стекла и алюминиевых панелей
Например, ЦУМ — 60 лет назад его стеклянный фасад значительно выделялся на фоне остальных зданий города:
Или ресторан «Зарафшан»:
Кстати, сохранением этого исторического и культурного пласта занимается некоммерческий проект Alerte Heritage — на его сайте можно много интересного.
Еще один знаковый элемент эпохи — мозаики, много лет украшающие стены типовых многоэтажных домов. Вообще, традиция работать с мозаиками не уникальна — это делали во многих городах, используя всё те же сюжеты соцреализма, восхваляя рабочих и возможное светлое социалистическое будущее:
Но для Ташкента мозаики оказались чем-то особенным. Во-первых, это также продолжило древнюю традицию украшения зданий, имеющую корни еще в средних веках. Во-вторых, мозаики Ташкента в большинстве своём содержат традиционные орнаменты, что делает их еще более близкими к региону по духу.
Делать их начали приехавшие в 60-х годах на восстановление города братья Жарские, и их наследие живёт до сих пор.
К сожалению, как и с образцами советского модернизма, с мозаиками обращаются плохо — то закрасят, то завесят рекламой. Но большинство образцов до сих пор живы и продолжают украшать собой город.
Со смертью Леонида Брежнева в 1982 году (Рашидов умер на год позже) Советский Союз закончился — как минимум в том виде, который подразумевают под «раньше было лучше». Через несколько лет к власти пришел Михаил Горбачёв, ставший впоследствии первым президентом — он начал «перестройку» экономики и общества по западному образцу, а потом и вовсе подписывал соглашение о прекращении существования Союза.
При Горбачёве сначала первым секретарём, а затем и первым президентом Узбекской ССР стал Ислам Каримов, возглавивший республику после выхода из Союза и правивший до самой смерти в сентябре 2016 года. При Каримове Ташкент потерял большинство своих памятников и попытался выработать свой, собственный и независимый архитектурный стиль, который, если приглядеться, всё равно имел под собой достаточно древние корни.
Как такое может быть? Разберемся в следующей статье про период с 1991 года.