Экологическое образование должно быть частью программы, любовь и заботу к природе нужно прививать с детства – это известно всем
Каждый человек хочет, чтобы его страна развивалась, но не многие задаются вопросом, что конкретно они готовы для этого сделать. Не раз подчеркивалось, что развитие Узбекистана должно быть поэтапным и многоаспектным, однако за всеми словами об экономике, внутренней и внешней политике и даже культуре забывается такой важный пункт, как экология. В данной статье я хочу познакомить вас с проектом HasharWeek и его руководителем Алиной Абдуразаковой.
HasharWeek – это проект, в основе которого лежат не только вопросы о защите окружающей среды, но и обучении граждан правильной сортировке и утилизации мусора, ведь забота о чистоте – это то, что было у нас, народов Средней Азии, всегда, так как хашары являются древней традицией и частью нашей культуры.
Основной функцией этого проекта является повышение экологической культуры среди граждан республики, а также инициирование взаимодействия между государством, бизнесом и населением, ведь экологические проблемы в мире стоят очень остро, и Узбекистан не исключение. К сожалению, у нас в стране очень мало проектов, которые адресуют эти проблемы, но с ростом HasharWeek растёт и надежда на улучшение обстановки в будущем.
Однако давайте не зацикливаться только на негативе, ведь в Узбекистане уже заложен фундамент для дальнейшего экологического развития. По данным организации HasharWeek, Узбекистан является одним из лидеров по количеству предприятий по переработке отходов в Центральной Азии.
“У нас представлены предприятия по переработке отходов, начиная от пластика (ПЭТ бутылок, пластмассы, полиэтилена), заканчивая отходами текстиля, металла. Мы импортируем отходы из соседних стран, чтобы удовлетворить мощность заводов. И сфера переработки Узбекистана не стоит на месте, достаточно много предпринимателей заинтересованы работать в этой области, поэтому, я думаю, в скором времени появятся более комплексные технологии”, — Алина Абдуразакова.
Сей факт действительно вселяет надежду, ведь эти слова не берутся из воздуха, и все данные составлены согласно достоверным источникам, опросам населения и сотрудников компаний. Работниками проекта ведется тщательный сбор и анализ информации.
Команда HasharWeek небольшая, но дружная и деятельная – это автор проекта Суна Парк, руководитель проекта Алина Абдуразакова, менеджер проекта Асаль, главный стажер Камола, бухгалтер Ольга, переводчик Нурхон, фотограф Умид, дизайнер Лейла и, конечно же, волонтеры.
Также нельзя не осветить одну очень важную и радостную деталь - тесное, отлаженное, а главное – эффективное сотрудничество с рядом организаций.
“На сегодняшний день нашими партнёрами являются 4 филиала сети кофеен “Чайкоф” (внедрение программы "Зеленое кафе"), Международный институт Гете, Узбекистан (внедрение стратегии устойчивого развития), TBC Bank (внедрение программы "Зеленый офис"), рекламное медиа-агентство Branding Management (внедрение программы "Зеленый офис"). Также такие компании как Rahnamo Servis, Mironshox Servis (проведение благотворительной акции "Помоги своим мусором").
Ранее мы работали с такими компаниями, как Германское Общество по международному сотрудничеству (GIZ) (внедрение системы управления отходов на фестивале "Стихия"), компания Pepsico (проведение недели устойчивого развития в 2019 г.), компания VEOLIA CENTRAL & EASTERN EUROPE (запуск кампании по сбору и утилизации масок и перчаток в период пандемии); государственные организации - Госкомэкологии, МНО, МДО.
Для нас приоритетно понимание того, что компания делает в сотрудничестве с нами. Стремление действительно что-то изменить, на что-то повлиять. Мы не приветствуем желание компаний просто поставить галочку и получить статус “экологичный” бизнес или проект, и стараемся не участвовать в таком сотрудничестве”, — Алина Абдуразакова.
И как нельзя кстати будет пример деятельности TBC Bank по вопросам интеграции экологических инициатив в сферу работы офиса, так как TBC Bank, являясь цифровым банком, позиционирует себя экологически ответственной компанией, а сотрудники воспитывают в себе осознанное потребление благ цивилизации.
Была проведена работа над минимизацией использования бумаги, таким образом, большая часть документооборота ведется в электронном формате. Пространство в офисе организовано так, чтобы в рабочую зону попадало как можно больше солнечного света из окон – это позволяет сэкономить на потреблении электричества и избежать связанного с этим ненужного выброса тепла в окружающую среду.
Чем светлее сам офис, его стены и мебель, тем лучше солнечные лучи отражаются от поверхностей, и тем меньше светильников приходится задействовать. Для искусственных источников освещения используются энергосберегающие лампочки, которые служат гораздо дольше обычных ламп накаливания. В офисе очень много растений, которые поглощают вредные для человека химические элементы, обеспечивая сотрудников свежим воздухом и уютом.
И одной из самых важных черт внедрения программы “Зеленый офис” является успешный переход на практику РСО (раздельный сбор отходов): в офисе не только были установлены специальные урны для пластика и бумаги, но и сотрудники проявили энтузиазм, предложив очистить территорию Бостанлыкского района от мусора. Забота о природе проявляется также и в озеленении близлежащих территорий, использовании эко-шопперов и разработке иллюстраций с призывом сохранять окружающую среду.
На самом деле, это и вправду огромный шаг вперед, ведь если такое большое количество компаний решилось посвятить этому проекту временные и финансовые ресурсы, то до народа достучаться будет с каждым разом всё легче и легче.
Реакция людей на действия организации весьма положительная и на протяжении всего проекта выражалась огромная благодарность и поддержка граждан. Энтузиазм населения в модернизации городов очень важен, в частности в улучшении практики потребления продуктов и изменении поведения с отходами. Вот, что по этому поводу говорит Алина:
“На мой взгляд, заинтересованность в сокращении потребления достаточно низкая, люди в нашей стране не так давно получили возможность покупать и пробовать разные импортные и не только продукты, и пока этот интерес не удовлетворится , говорить об осознанном потреблении рано. Люди пока что зачастую совсем не задумываются о том, что они производят мусор, и тем более не задумываются о том, что происходит с этим мусором после того, как они его вынесли из дома”.
Давайте допустим небольшой полет фантазии: если экологическое воспитание когда-нибудь станет частью дошкольного и школьного образования, ситуация в перспективе, конечно же, поменяется в лучшую сторону. По мнению экспертов, экологическое образование должно быть частью программы, любовь и заботу к природе нужно прививать с детства – это известно всем, и Узбекистан вскоре к этому придёт. HasharWeek уже был частью проекта, в рамках которого внедрялось экологическое образование в детских садах г.Ташкента, это была пилотная программа, и сейчас есть желание внедрения её во все дошкольные учреждения.
Также однажды озвучивалась мысль, что воспитание начинается с семьи, поэтому в рамках проекта проводились семейные ивенты – фестивали, лекции, хашары – с различными видами активности, в которых именно и родители, и дети были вовлечены.
На данный момент под “предводительством” проекта действуют программы “Зеленый офис” и “Экоменеджмент”, продолжается обучение подписчиков проекта через социальные сети. В ближайшем будущем в планах запустить Рейтинг устойчивых бизнесов Узбекистана.
За прошедшие несколько лет HasharWeek достиг неоспоримых успехов, которые являются показателем того, что Узбекистан не стоит на месте.
“Проект достиг узнаваемости экспертизы в каких-то областях, признания. Мы гордимся своей репутацией, которую терпеливо нарабатывали – для нас всегда было важно с кем и в каком формате сотрудничать, мы старались не участвовать в каких-то однодневных инициативах, целью которых был только пиар или следование тренду. Для меня конечным идеальным результатом является чувство удовлетворения от проделанной работы, от выполняемой миссии, понимание того, что все не зря”, — Алина Абдуразакова.
Проект HasharWeek был создан для людей и остается жить, несмотря на то, что он социальный и зачастую сталкивается с трудностями. Очень сложно добиться организационной и финансовой устойчивости, непрерывности деятельности. И именно в этом уникальность данной экологической кампании, на которую стоит обратить внимание при знакомстве с ней.
***
Идея и исполнение предоставленного фотоматериала принадлежит фотографу Оксане Данилевской. Сквозь эти работы вы можете услышать рассказ о разных людях одного города, чья жизнь, вне зависимости от их происхождения и сферы деятельности, отравлена мусором.
Красной нитью также лежит и уменьшающееся пространство, от которого трудно дышать. У каждого из них свои заботы и тревоги: беременная девушка думает о будущем своего ребенка, спортсмен грезит о золотой медали, бизнесмен хмурится из-за стремительно утекающего времени, а детям просто хочется веселья.
Все эти люди, от студента до балерины, едины в одном — желании жить долго и счастливо на чистой и плодородной земле, и только в наших руках взять за это ответственность.