27 феврал 2023

Топотом по столице

Mazmuni
  • Об организаторах
  • Кто выступал на «Топоте» и почему такой выбор?
  • Какие российские артисты выступили на Топоте
  • Непростое кино
  • Реакции зрителей

11 февраля в локации проекта Plovistan прошло необычное для нашего города мероприятие — фестиваль экспериментальной и импровизационной музыки «Топот Весны». На фестивале играли ташкентские, сибирские и московские музыканты, показывали экспериментальное независимое кино, а желающие могли оставить пожертвования для инициативы «Зона Солидарности».

 

 Мероприятие было комфортным далеко не для каждого посетителя, ведь такую музыку нельзя назвать привычной. Под нее сложно танцевать, не все могут расслабиться, а кому-то может даже стать некомфортно. Любители же всего «неформатного» и музыкальные гурманы остались довольны, ведь событие для Ташкента в новинку. Редко где у нас можно познакомиться с экспериментальной музыкой, кино и местными андеграундными артистами.

 

Helloblog побывал на мероприятии и пообщался с организаторами — рассказываем, как пришла идея собрать такое необычное шоу, как искали артистов и почему экспериментальная музыка нравится не всем.

Об организаторах

Это мероприятие былоорганизовано совместными усилиями лейбла ТОПОТ и самоорганизации Bahor / Весна.

 

Bahor / Весна — самоорганизация работников культуры из России, которые проводят в Ташкенте лекции об истории региона, кинопоказы и благотворительные мероприятия.

 

 

«ТОПОТ» — лейбл, который занимается поиском и изданием новой импровизационной и экспериментальной музыки, исследует девиантную звуковую культуру в таких жанрах, как фри-джаз, нойз, пландерфоника и конкретная музыка. Его создатель Евгений Галочкин сейчас находится в Ташкенте и исследует экспериментальную сцену нашего города.

Кто выступал на «Топоте» и почему такой выбор?

У организаторов было несколько целей — показать местных и приезжих музыкантов, составляющих своего рода андеграунд, объединить экспериментальное кино и музыку и провести благотворительное пацифистское мероприятие. Если говорить о жанре, то звучали импровизации и много дарк-эмбиента.

 

Алексей Артамонов, кинокритик, соорганизатор фестиваля, участник Bahor / Весна:

 

«В Узбекистане сейчас оказалось много экспериментальных музыкантов из Москвы, Сибири, Перми. Под Ташкентом существует чрезвычайная резиденция Aks Sado, где саунд артисты из России занимаются совместными музыкальными практиками с ташкентскими исполнителями.

 

Евгений Галочкин (ТОПОТ) не первый месяц активно исследует локальную экспериментальную сцену. Кто-то из нас здесь находится с марта и так или иначе взаимодействует с местными музыкантами. Можно сказать, мы "обросли" каким-то количеством локальных единомышленников, многие из которых давно не выступали (кто-то — восемь, а кто-то и целых 20 лет). С некоторыми Женя обсуждает возможность выпуска релизов на его лейбле.

 

Мы и раньше по мере сил поддерживали местную экспериментальную сцену, и вот, наконец, решились устроить крупное мероприятие, где экспериментальные музыканты из разных городов могли бы выступить рядом с ветеранами ташкентской сцены».

topot 2

Евгений Галочкин, создатель лейбла «ТОПОТ»:

 

«На фестивале мы постарались аккуратно объединить узбекистанскую и российскую экспериментальные сцены. На "Топоте" выступает четыре ташкентских состава, а также сибирские музыканты из резиденции AKS SADO и два московских состава.

 

Я переехал в Ташкент в середине октября прошлого года и первым делом начал искать и исследовать местную экспериментальную сцену. Мне повезло! С многими музыкантами этого направления я познакомился практически мгновенно — с кем-то встретился абсолютно случайно, кого-то посоветовали друзья. Так получилось, что все мои новые знакомства — это экспериментальные музыканты со стажем, занимающиеся таким звуком в Ташкенте уже на протяжении 20 лет. Их я и позвал на фестиваль. Но мои поиски совсем не закончились — они только начинаются.

 

Так получилось, что на фестивале мы ташкентская сцена представлена весьма легендарными составами. Например, специально к событию сверхуважаемые ребята из ансамбля «Омнибус» собрали новый проект MEROS, играющий на стыке академического авангарда и свободной импровизации с элементами традиционной узбекской музыки.

 

MEROS — импровизационный проект, состоящий из четырех участников ансамбля Omnibus. Новая концертная программа «Магоки-Аттари» связывает в один узел классическую, академическую, авангардную и традиционную музыку Узбекистана с джазом и эмбиентом.

Сразу же после них выступил noise-проект qorakitobchi. Это первое за 20 лет выступление музыканта, который хочет остаться анонимным. Двадцать лет назад qorakitobchi активно двигал в Ташкенте шумовую музыку, выпускал кассеты и журналы о ней. На "Топоте Весны" он концептуально выразил всё своё переживание от боли войны через шум.

Кроме того, c новой эмбиент-программой на фестивале выступила группа Owl Cries — проект участника культового ташкентского коллектива Flyin Up.

Owl Cries — пост-метал-команда, пик активности которой пришелся на 2014-2015-й годы. К первому за восемь лет лайву музыканты подготовили эмбиентную программу, экспериментируя с фрагментами своего (и не только) творчества

Нам повезло позвать на фестиваль Джаму Адылва с его соло-проектом Mahlukh, в котором он харизматично и экстремально создавал шумовые импровизации на электрогитаре. Джама не только играет музыку, но и как художник много выставляется в галереях. Когда пошли какие-то слухи о мероприятии, он написал нам сам и предложил выступить».

 

 

С ним меня познакомил мой друг-москвич. Как оказалось, Джама тут очень известный художник, выставляется в галереях. И когда пошли какие-то слухи о мероприятии, он написал нам сам и предложил выступить».

Какие российские артисты выступили на Топоте

На фесте играли два состава из Москвы.

 

Один из них — s0.any \ сой_any — дуэт Исабель Кандиа и Сергея Подлужного. Они описали свою концепцию так:

 

«Скатим высохшие слёзы выцветших картинок о времени. Оторвем пальцы от смыслей и моторик, поменяв местами воспоминания с деланным полусном, варианты обликов на лик рифм. Я любой и каждый — половинка прозрачного хлеба или белая радуга».

 

zim_lyanin — сольный музыкальный проект композитора и режиссёра Бориса Лесного, в котором он объединил свои музыкальные навыки хормейстера, пост-джаз кларнетиста и саунд-дизайнера.

 

В шоу также приняли участие экспериментальные музыканты из разных городов России, которые приехали в Узбекистан и осенью объединились в резиденцию Aks Sado.

 

AJOKKI (Красноярск) — проект Александра Пустынского, в котором он работает над разными способами записи и упорядочивания найденных звуков. Импровизируя, AJOKKI «создает музыку в диапазоне от минерального эмбиента до тревожной призракологии».

topot 3

Владимир Бочаров из Новосибирского коллектива саунд-художников presidiomodelo (Денис Франк, Евгений Лемешонок, Владимир Бочаров). При помощи электроакустических манипуляций он создавал микс звуков «полевых записей, шумовых вкраплений и электрической тишины зарниц».

 

s c h sv — музыкант из Перми Илья Гришаев. Его выступление — это «документальная музыкальная фантазия, сконструированная из конкретной музыки, радиопомех и препарированных голосов, сплетенных в общую ткань звукового орнамента» (из описания организаторов).

Непростое кино

На «Топоте весны» показали фильм-концерт московских музыкантов «Gaze!», который можно, по сути, назвать видео-документацией перформанса. «Gaze!» открывал фестиваль

Режиссёр фильма — Софья Леонидова, а главные герои — музыкальное трио IMPRN, в состав которого входят Феликс Миренский (рояль), Владимир Лучанский (саксофон) и Пётр Отоцкий (ударные).

 

Музыканты сыграли концерт только для камер в пространстве московской галереи. Они импровизировали с закрытыми глазами:

 

«Фильм, конечно, не только о музыке и звуке, но и о физике тела, тактильности, готовности взаимодействовать.Зрителю представится возможность присутствовать при акте рождения музыки, всмотреться в мимику и язык тела внутри этого интимного процесса».

 

Во время выступления музыкантов показывали плёночные фильмы середины 90-х, созданные пионерами независимого кино и видео-арта Узбекистана Дмитрием и Анжелоой Трофимовыми.

 

Пространство было разделено на две зоны: одна была предназначена для музыкантов, а в соседней на экране показывали видео. Зрители могли выбрать более подходящее их состоянию место и либо сосредоточиться на видеоряде, оставляя музыку фоном, либо сконцентрироваться на звуках, захватывая картину периферическим зрением.

topot 4

Дмитрий и Анжела Трофимовы — настоящий кино-андеграунд. Они стали снимать первые плёночные работы ещё в конце 1980-х в Ташкенте на базе местного клуба кинолюбителей. В 90-е художники перебрались в Москву.

 

«Хоть по духу работы их и были близки московскому "параллельному кино" и кругу "Сине Фантома", все же они никогда не были полноценной частью этого движения и стилистически всегда стояли особняком. Их практики куда ближе авангардным опытам 1920-х годов и некоторым визионерским экспериментам американского послевоенного пленочного андерграунда. Другим заметным влиянием стали 8-миллиметровые фильмы Дерека Джармена», — говорит Алексей Артамонов.

 

Фильмы Трофимовых в начале 90-х годов участвовали в различных европейских фестивалях, где получали призы — например на фестивале неформального кино «UNICA».

 

В Ташкенте фильмы Трофимовых показывали редко. Некоторые из них собрал на одном диске Олег Карпов в рамках первого фестиваля независимого кино и видео-арта, который он проводил в Музее кино в 2010-х годах. В 2017-19 годах независимая галерея ZERO LINE проводила несколько ретроспектив кино Трофимовых, а также включала их работы в выставку «Служебный характер сновидений».

 

В прошлом году Алексей Артамонов провел несколько ретроспектив фильмов творческого дуэта в Ташкенте и Питере

topot 5

«Основная материя этих фильмов — доверие и внимание друг другу: взаимный интерес, касание, взгляд, невероятная интимность. Они создают автономное пространство, существующее вопреки как индустриальному кино, так и разобщенной социальной реальности», — делится Алексей.

 

На «Топоте Весны» он хотел выстроить диалог не только между музыкантами из России и Узбекистана, но и между экспериментальными музыкой и кино.

Реакции зрителей

Музыка, которую играли на мероприятии, у некоторых зрителей вызвала довольно неприятные ощущения: музыкальный диссонанс, звуки сирен и взрывов и другие шумовые эффекты оказались тяжелы для восприятия.

 

«Сет qorakitobchi был обозначен как антивоенный. Он основан на звуках войны, взрывах снарядов, переговоров солдат по рации и сердцебиении. Музыкант выступал в темноте, на фоне клубов дыма, которые в конечном счете его и поглотили. Это смотрелось довольно эффектно. Своей цели, как мне кажется, qorakitobchi достиг — его выступление у многих вызвало внутренний диссонанс. Автор хотел показать: чтобы донести весь ужас войны, достаточно ввести слушателя в паническое состояние.

 

Иногда хочется сказать, что экспериментальная музыка вся в большинстве вся царапающая и неприятная. Чтобы ей проникнуться, нужно быть подготовленным, или же просто постараться расслабиться и впустить в себя этот катарсистический момент. И тогда она точно вам начнёт понемногу раскрываться», — рассказывает Евгений Галочкин.

 

По мнению других слушателей, «Топот Весны» — мероприятие интересное, но не совсем органичное для Ташкента. Оно больше вписывается в формат европейских энвайроментов, в нашем же городе нет развитой культуры подобных мероприятий.

topot 6

Из минусов, которые отметили зрители — перевес российских музыкантов относительно локальных артистов. Это создало легкое ощущение «тусовки для своих».

 

С другой стороны, именно «Топот» дал площадку узбекистанским экспериментальным музыкантам и художникам, услышать которых где-либо еще — настоящий квест для ташкентцев.

 

А диалог, к которому стремились организаторы, между авторами из разных стран — это всегда хорошо. Ведь такое объединение позволяет музыкантам налаживать связи и творчески обогащаться, встречаясь на одной сцене.

topot 7

Что касается «неформатности» — то это вряд ли можно назвать минусом. Чем больше будет непохожих друг на друга мероприятий, нацеленных на разную аудиторию, тем более разнообразной станет культурная жизнь Ташкента.

SIZGA BU QIZIQARLI BO'LISHI MUMKIN

Ta'lim · 27 март 2025

Soxta xabarlar, klon saytlar: Fishing nima va firibgarlarning qarmog‘iga tushib qolmaslik uchun nima qilish kerak?

Oʻqish
Ta'lim · 28 март 2025

Hamyoningiz uchun moliyaviy yostiqcha: moliyaviy xotirjamlik sari 5 qadam

Oʻqish

Pullarni uyda saqlash xavfli. Nima uchun, deysizmi? Mana, bunga 4 ta sabab

Oʻqish