В любом городе есть интересные штуки, о которых многие просто не знают, как, например, спрятанные скульптуры Ташкента...
В начале марта в Ташкент приехали Павел и Мария Дьяковы. Они авторы проекта Zest, приложения для тех, кто любит гулять и узнавать новое об окружающих местах.
На Западе довольно популярен геокэшинг: поиск сокровищ с помощью приложений-навигаторов. Люди прячут что-нибудь в тайнике, отмечают его на карте, а другие пользователи отыскивают его, забирают, и оставляют взамен своё. Zest очень похож на геокэшинг, а ещё у него есть сходство с известной игрой Pokemon GO и с социальной сетью Instagram.
Скачиваете приложение Zest в Play Market (пока доступен только для Android). Открыв приложение, вы увидите карту. Найдите интересные локации и объекты на улице, например, красивый мурал, почти неизвестную статую и т.д., сфотографируйте предмет через приложение и создайте виртуальный сундук на месте пребывания.
Другим пользователям, чтобы открыть сундук, нужно отыскать этот объект и навести на него zest-камеру. Специальная нейросеть определяет, тот ли объект на фото, в случае совпадения, пользователь получает из сундука виртуальный кристалл, внутри которого есть изображение объекта.
В то же время, вы можете охотиться за сундуками, заложенными другими пользователями. Кристаллы можно собирать в коллекции, можно дарить другим пользователям или обмениваться. Павел говорит: «Когда мало людей, это коллекционная история, когда много – социальная».
Звучит просто, но как оказалось, людям это очень интересно. Во-первых, Zest даёт им стимул для прогулок, во-вторых, позволяет узнавать о всяких интересных местах, которые их окружают. По рассказу Павла, запуск Zest был в Петербурге, в тех местах, мимо которых он пять лет ходил в университет. В итоге, буквально в трёх шагах обнаружились интересные вещи, которых раньше он даже не замечал.
В любом городе есть интересные штуки, о которых многие просто не знают, как, например, спрятанные скульптуры Ташкента (Павел и Мария уже создали на них пару сундуков). Zest даёт горожанам возможность самим добавлять уникальные локации на карту и делать это в игровой форме. Так появляется платформа, на которой можно узнать о новых неизведанных местах и объектах города.
Создатели Zest объясняют - если суть Instagram «Смотрите, что я нашёл, а вы не нашли», то в их проекте акцент смещается на «Смотрите, что я нашёл, приходите тоже посмотреть».
«Мы взяли те же механики, что в Facebook, или, например, Twitter, и превратили "посиди в нашей ленте два часа" в "погуляй два часа". Механики те же, но послевкусие другое, хорошее. Мы хотим делать продукт, который не оставляет ощущения потерянного времени», – говорит Павел.
В Узбекистане время от времени появляются инициативы по прививанию гражданам культуры прогулок, здорового образа жизни – «сумы за шаги», премии за сброшенные килограммы и т.д.
С проектом Павла и Марии люди сами начинают гулять. Как говорит Мария: «Центр Петербурга уже весь в сундуках».
«Мы, по сути, находимся в категории фитнес-приложений – вместе с приложениями для бега, прогулок, велосипедистов и так далее. Но все эти приложения отвечают на вопрос как гулять, а наше – для чего гулять».
Отзывы пользователей:
- «Я наконец-то могу один гулять ходить. Обычно для этого цель нужна, а тут аж 500+ целей))»
- «Я вообще не любитель прогулок в одиночку, и очень грустно себя чувствую, когда нет компании. Но вчера захватило настолько, что даже не заметила, как быстро время пролетело»
- «Могу идти гулять туда, где думала, что неинтересно»
- «Прогулка превращается в приключение! Привычный маршрут вдруг вызывает азарт! "Мне туда не особо то надо, но там сундук!" И идешь на точку. Или "Кажется в этом дворе есть фонтан...в парадной!" И идешь закапывать клад»
Для распознавания объектов в Zest используется нейросеть-классификатор – самообучающееся приложение, которое умеет отличать разные объекты. В чем отличие от других подобных нейросетей? Обычные классификаторы очень хорошо отличают объекты разного вида – например чашку от лампы. Но ещё не было нейросетей, которые смогли бы отличить одну чашку от другой (если не обучать сеть специально на этих двух чашках).
Команде Павла удалось так модифицировать существующую нейросеть, чтобы она смогла отличать друг от друга однотипные объекты в духе «одна чашка больше похожа на лампу, а другая меньше». Многие специалисты подробно объясняли разработчикам, почему это никогда не сработает, но команда рискнула и всего через две недели труда всё получилось.
За прототип Zest команда получила награду в Кингстонском университете в Лондоне.
У первой версии Zest было куда более широкое применение. Так, например, сидя в кафе в центре Гомеля, можно было навести камеру на меню и прочитать комментарии пользователей, которые уже заказывали блюда из этого меню и отвечать им.
Zest в 2017 году был, по сути, похож на то, чем сейчас является Meta-вселенная Марка Цукерберга. Для того, чтобы это было интересным, нужна большая плотность контента – нужно заполнить каждый город, нужно сильно вкладываться. Команда разработчиков пробовала разные способы, но решение, в итоге, нашлось случайно.
Началась эпидемия коронавируса. Всё закрыто, сходить и посидеть где-то не получится, с кем-то встретиться тоже, и разработчики решили переделать Zest в то, чем он является сейчас, чтобы было чем скрасить время.
«Начиналось это всё как социальная сеть с дополненной реальностью, а потом мы сузили кейс. Возможно, со временем мы будем расширяться, но сейчас мы просто приносим людям радость и веселье, и нам это нравится», – говорят авторы проекта.
Мария считает, что отчасти на это повлияла она: «Я всегда любила квесты и приключения, "Форт Боярд" был одной из моих любимых передач. Когда была пандемия и мы думали какое применение для Zest найти, пришла идея с сундуками, мы попробовали и людям это понравилось.
В Питере уже есть культура городских игр, таких как "бегущий город". Есть это и в Европе, нас с большой любовью приняли в Германии – пользователи размещают сундуки не только там, но и в соседних странах».
В Петербурге в период ковидных ограничений команда начала продвигать приложение через сообщество "ВКонтакте". Мария ходила по паркам и закладывала сундуки, постепенно стали вовлекаться люди и сейчас в Петербурге уже более четырёх с половиной тысяч сундуков.
Если уменьшить масштаб карты в Zest, можно увидеть, что кроме России, Беларуси и Европы (куда разработчики вкладывались), сундуки начали появляться также в Индии, в Саудовской Аравии, в Индонезии, Китае, на Филиппинах, в США и Бразилии, и даже в Сомали – люди там сами находят приложение и начинают пользоваться им.
Для того, чтобы начать пользоваться Zest в новом месте, не требуется никакой дополнительной работы со стороны разработчиков – любой желающий где угодно может скачать приложение и начать прятать и отыскивать сундуки в любой точке мире.
Гуляя вокруг отеля, Мария заложила первые четыре сундука в Ташкенте. Один из них, например, спрятан на Колоколе мира в парке Дружбы. Ещё несколько сундуков по городу спрятали мы – во время написания материала и на фотосессии.
Большинство людей используют Zest именно так, как ожидали разработчики, но случались и неожиданности. Так, например, в Петербурге девушка породила целую субкультуру пользователей, которые прячут сундуки только на уличных табличках – указателях, названиях улиц, номерах домов и т.д.
Есть пользователи-"загадочники", которые закладывают сундук, фотографируя объект с какого-нибудь неочевидного ракурса, и чтобы этот сундук открыть, нужно хорошенько постараться найти нужный угол зрения.
А самый нестандартный случай использования – сундук прикреплённый к картине в Гомеле, который использовался как форум для обсуждения похода в лазертэг.
В планах разработчиков – монетизация приложения через подписку на дополнительный контент – разные приключения, новые игровые механики, косметика – новые образы сокровищ, новые коллекции. А прямо сейчас они думают о том, как увеличить вовлеченность пользователей в пустых регионах, на которые Zest распространился сам, вирусно, чтобы пользователю было интересно и одному, в тот период, пока он единственный в своём городе. «Что такое Zest в пустом городе? Это инструмент для того, чтобы где угодно можно было написать "здесь был Вася"» – говорит Павел.