03 апреля 2023

Ёлкин Туйчиев. Две тысячи песен восхищения режиссеру

Традиционно, начало года у всех кинолюбителей ассоциируется с главной кинопремией США — «Оскаром». Но для многих станет открытием, что на 93-ю церемонию Оскара в 2021 году был представлен фильм из Узбекистана.

 

Сегодня мы расскажем, как так получилось и познакомим вас с его создателем — режиссером Ёлкином Туйчиевым.

 

 

Карьерный трек режиссера

 

Ёлкин Туйчиев родился 1 ноября 1977 года в Паркенте, небольшом городке Ташкентской области. В 18 лет он поступает в Ташкентский институт искусств имени М. Уйгура на факультет режиссуры. На момент окончания в 1999 году Ёлкин пробует себя в качестве театрального постановщика.

 

В соавторстве с руководителем театра «Ильхом» Марком Вайлем он ставит пьесу «Белый белый чёрный аист» по произведению Абдуллы Кадыри. Отсчетная точка художественного опыта Туйчиева дала понять — перед нами режиссер авторского кино.

 

В следующем году Туйчиев стремится в Москву для поступления на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР). Будущий автор отдает предпочтение отделению кинодраматургии в мастерской Людмилы Владимировны Голубкиной и Олега Вениаминовича Дормана. В 2002 году, окончив учебное заведение, режиссер был готов создавать собственную киноисторию.

 

Совместно с Аюбом Шахабеддиновым он экранизирует киноленту по одноименному роману Якуба Гулиева «Тюльпан в снегу». Фильм стал участником информационного показа Каннского международного кинофестиваля. Дебютная картина Ёлкина Туйчиева помогла ему заявить о себе не только как о режиссере, но и перспективном сценаристе.

 

Профессиональная киноведческая литература гласит, что кинорежиссуре нельзя научить. Ей можно только научиться. Именно эта заповедь стала основой творческого лейтмотива нашего героя. 

rej t 2

Кадр из фильма «Тюльпан в снегу»

 

 

 

Основные киноленты. Награды и признание творчества

 

Социальная драма «Подросток» («Orzu ortida»), вышедшая в 2005 году, приносит Туйчиеву первую международную огласку. Полнометражная лента была представлена в основной программе Кинофестиваля Трёх континентов (Festival des 3 Continents). Фестиваль посвящен награждению кинокартин стран Латинской Америки, Азии и Африки. На следующий год этот же фильм был показан на фестивале «Pour Eveiller les Regards» во французском Обервилье, а в 2007 демонстрировался в Каннах в рамках «Ecrans Juniors». Как итог, награды получили другие картины, но о таланте Туйчиева узнало киножюри европейских и азиатских стран.

 

«Источник» («Chashma») 2006 стал обладателем приза на Московском международном кинофестивале (ММКФ). Фильм стал первым в номинации «Перспективы». Этнокультурная история молодой героини Орзу привлекла внимание спецжюри на фестивале Азиатского кино. Здесь картина получила специальный приз коллегии.

 

В 2008 году режиссер создает свой очередной фильм «Безмолвие» («Sukunat»), который не принес Туйчиеву наград и премий, но полюбился зрителю. Нетривиальный сюжет картины повествует о сплетениях жизней двух героинь: настоящей и вымышленной. Настоящая — это Лобар, вымышленная — персонаж, которого она играет. Смешение двух реальностей стирает грань между судьбами обеих героинь.

 

В этой картине все отчетливее прослеживается особый стиль Ёлкина Туйчиева как режиссера и сценариста, уделяющего внимание операторской работе. Длинные, безмолвные переходы и вкрадчивый, осторожный операторский «взгляд Бога».

 

«Постскриптум» («ILova») помогает Туйчиеву стать обладателем сразу нескольких кинонаград. На Международном фестивале Азиатского кино, проходившем во французском городе Везуле, узбекский режиссер получает сразу три приза: Золотой велосипед (Cyclo d'Or), NETPAC (Сеть продвижения азиатского кино) и приз музея Гиме от имени Эмиля Гиме.

 

Эта же картина на Ташкентском международном кинофоруме «Золотой Гепард» в 2011 получает награду в номинации «Лучший актер». Исполнителю главной роли Назиму Туляходжаеву достался приз из рук популярной российской актрисы Ингеборге Дапкунайте. История сельского телемастера, получившего внезапный, но роковой удар молнией, оказалась интересной не только для рядовых зрителей, но и для искушенных кинокритиков.

rej t 3

Кадр из фильма «Постскриптум»

 

 

Артхаусная драма «Дом для русалок» стала первым фильмом Туйчиева, вышедшим в широкий прокат в России. Пронзительная драма об отце, потерявшем дочь, номинировалась в конкурсе фильмов, созданных в ко-продукции кинофестиваля «Окно в Европу» в городе Выборг. 37-й ММКФ включил фильм в программу «Панорама российского кинематографа». Кроме того, «Дом для русалок» стал лауреатом и победителем в премии «Лучший фильм Центральной Азии» на 5-й церемонии вручения «Ак Илбирс» в мае 2016 года.

 

Космополитичная кинокартина снималась в интернациональном составе с участием Казахстана, Узбекистана, Эстонии, Германии и Швеции. А композиторами ленты выступила российская фолк-группа Two Siberians.

rej t 4

Ёлкин Туйчиев во время съемок фильма «Дом для русалок», Берлин

 

 

«Эврилиш» — одна из последних картин режиссера, вышедшая на экраны в 2022 году. Фильм создан студией «Play this» при поддержке Агентства кинематографии Узбекистана. «Эврилиш» был представлен на XXVII Кинофестивале в Пусане («Busan International Film Festival») и победил в номинации «KIM Jiseok Award».

 

Этот фильм, как и «Постскриптум», Туйчиев снимал сразу в нескольких странах: Узбекистане, Египте, Афганистане и Великобритании. Неэскапистское авторское кино повествует о душевных терзаниях бывшего солдата, вернувшегося на Родину. История, рассказанная сквозь призму разрушенной молодости, войны и душевных терзаний.

rej t 5

Кадр из фильма «Эврилиш», 2022 г.

 

 

 

«Две тысячи песен Фариды» и номинация на «Оскар»

 

Весной 2019 года, по обоюдной инициативе двух стран, США и Узбекистана, в последней был официально зарегистрирован Оскаровский комитет. Американская академия кинематографических искусств и наук поддержала идею развития как узбекских режиссеров, так и узбекского кино в целом. С этого момента национальной комиссии Узбекистана следовало ежегодно предоставлять фильмы-претенденты от своей страны.

 

Разумеется, в Узбекистане были киноленты, достойные «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». В 2020-м таким фильмом стал «Горячий хлеб» Умида Хамданова, а в следующем комиссия отправила последнюю на тот момент картину Туйчиева «Две тысячи песен Фариды». Фильм вошел в лонг-лист претендентов художественных кинолент из 93 стран мира.

 

Развивая успех, киноленту выдвинули на международную кинопремию «Золотой глобус» в одноименной категории. В этот раз ни «Оскара», ни «Глобуса» Туйчиев не получил, однако, в очередной раз убедился в точности своего профессионального режиссерского вектора. А высшие кинопремии станут вопросом времени.

 

В ноябре 2020 года на Втором Международном фестивале кино «Московская премьера» лента завоевал гран-при конкурса полнометражных фильмов. В 2021-м на премии «Ника» картина получила приз как «лучший фильм стран СНГ и Балтии». Кроме этого, фильм завоевал приз зрительских симпатий на Всемирном фестивале азиатского кино (AWFF), который проходил Лос-Анджелесе в марте 2021 года.

rej t 6

Съемки фильма «Две тысячи песен Фариды», 2020 г.

 

 

В основе сюжета — история одной патриархальной семьи в начале прошлого века. Амальгама из драмы и исторического кино в условиях военного времени. «Чеховское ружье», повешенное в начале фильма, выстрелило по всем канонам жанра. История малоизвестной Центральной Азии во времена Гражданской войны в России. Глубинные мизансцены ленты завораживают. Красота природы здесь неотделима от повествования. А музыка, вплетенная в ткань фильма, сливается с ним в тоскливый тихий унисон.

 

Об этой ленте хочется говорить без спойлеров. Не портить вкус, не переборщить со специями. «Две тысячи песен Фариды» нужно смотреть, разгадывать и находить аллюзии. Сквозь филигранную работу оператора и звукорежиссера насладиться сухим степным пейзажем и по-настоящему проникнуться безусловным актерским мастерством.

rej t 7

Кадр из фильма «Две тысячи песен Фариды», 2020

 

 

Ёлкин Туйчиев в очередной раз доказал свой профессионализм и особый авторский взгляд на кинематограф. Это его фильм-прорыв как профессионального зрелого режиссера, и, несомненно, взлет современного узбекского кино.

 

«Этот фильм не является ни историческим украшением, ни музейной выставкой, ни экскурсией в мое этническое происхождение, а познанием настоящей жизни, настоящих людей, их реальности, достоинства и правды. Эта правда не несет никакой лжи. Эта истина, кажется, проистекает сквозь время, растет и выходит за границы истории, менталитета, национальности и расы, чтобы достичь настоящего чувства гуманности...» — говорил Туйчиев.

 

 

 

Вместо титров

 

Для чего режиссер снимает кино? Вопрос риторический. Быть может, в основе лежит стремление к обладанию заветными кинонаградами и премиями. Возможно, автор добивается признания и славы и находится в поиске своего зрителя.

 

Наш герой, Ёлкин Туйчиев, стремится к рациональности и творческому равновесию. Он не боится экспериментировать, творить и пробовать, а его синергия и особое взаимодействие со съемочной группой — одна из неотъемлемых и движущих сил его успеха.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Образование · 05 января 2024

Хранить деньги дома опасно и вот 4 основные причины, почему

Читать
Образование · 18 декабря 2023

Что такое депозит: гарантированный доход с TBC Bank

Читать
Образование · 07 февраля 2024

Доллары под подушкой или вклад в банке – разбираемся, как выгоднее хранить накопления

Читать