Летом прошлого года премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, бывший хоким Ташкента Джахонгир Артикходжаев и мэр Тбилиси Каха Каладзе возложили цветы к памятнику поэта Шоты Руставели — сквер, в котором находится памятник, в преддверии визита правительственной делегации Грузии был обновлен с помощью усилий посла Зураба Абдушелишвили и посольства Грузии, а улица Руставели привлекла внимание после новостей о планах по восстановлению трамвайного движения.
TBC Bank, как грузинский банк в Узбекистане, с особым трепетом относится к частичке Грузии в столице, поэтому мы, в нашем Helloblog, считаем особенно важным рассказать, почему улицу назвали в честь великого грузинского поэта, что в ней особенного и важного, как она формировалась и какое значение продолжает играть в жизни современного Ташкента.
Улица получила свое название в честь грузинского поэта Шоты Руставели в 1938 году.
С 1991 по 2010 годы у нее был другой главный герой — Усман Насыр, советский писатель и переводчик. В 30-е годы он переложил на узбекский язык пару произведений Пушкина и Лермонтова, но был арестован как враг народа во время гонений на интеллигенцию. С чем было связано переименование — непонятно, в 90-е годы многие решения не обсуждались и не объяснялись, однако позже улице вернули имя грузинского поэта.
В неформальной беседе Зураб Абдушелешвили, посол Грузии в Узбекистане, рассказал, как его отец Гиви Абдушелишвили — он также был послом Грузии в Узбекистане — приложил множество усилий для возвращения былого названия улицы. Тогдашний Хоким согласился, и имя Руставели снова появилось на карте столицы.
Интересно, что энциклопедия «Ташкент» 1984 года сообщает о юбилее — по данным издания, в 1938 году отмечалось 800-летие Шоты Руставели, и именно поэтому улица получила свое название. Однако это не совсем так — точных данных о дате его рождения нет, но большинство историков сходятся на 1160–1172 годах. Значит, со времени переименования до юбилея оставалось как минимум 30 лет.
Руставели жил и работал в конце 12 и начале 13 века, а также был крайне близок к легендарной грузинской царице Тамаре. Исследователи говорят, что он мог быть сильно в нее влюблен, но никаких достоверных данных об этом получить уже невозможно.
Большую часть времени Руставели был казнохранителем при дворе царицы Тамары. Но навсегда в мировую историю он вошел благодаря созданному им литературному произведению. «Витязь в тигровой шкуре» признается шедевром грузинкой и мировой поэзии. Средневековая история о любви стала первым знаковым произведением на грузинском языке, раскрывая его поэтику и мелодичность.
Памятник Руставели установили здесь в 1987 году. Скульптор — Яков Шапиро, автор панно на нескольких станциях ташкентского метро, памятников Хамиду Алимжану, Шарафу Рашидову и многим другим.
Интересно, что в 2015 году через дорогу от Руставели появился памятник другому великому поэту — Пушкину, который перенесли сюда из сквера около одноименной станции метро. И он вполне вписался на площадь перед Культурным центром, о котором мы расскажем чуть позже.
История одной из главных центральных улиц Ташкента — исключительно колониальная. Появившись почти сразу после захвата Ташкента армией Российской империи, она стала Дачной. Но не потому, что счастливые солдаты и первые переселенцы ездили по выходным на свои небольшие участки, а потому что на огромной территории, практически от парка Дружбы и до современного аэропорта, располагалась дача генерал-губернатора (хокима) Туркестанского края.
Вот она на карте 1872 года — большое зеленое пятно к югу от узнаваемого центра нового города:
Еще одной известной и знаковой дачей того времени была дача купца Иванова, на территории которой в конце века создали нынешнее Боткинское кладбище. А от дачи генерал-губернатора осталось несколько строений на территории нынешнего парка Дружбы:
Дачная улица, как и сама дача, долгое время находились на границе, и до территорий вокруг никому не было особого дела. Но всё начало меняться с революцией, сменой власти и появлением Советского Союза.
До 30-х годов про эту улицу сказать больше нечего, разве что какое-то время она называлась Зангиота. А вот уже в тридцатые и позже началось самое интересное.
К тому времени Иосиф Сталин, полностью подчинив себе власть в Советском Союзе, решил резко изменить внутреннюю политику государства. Он полностью отменил частную собственность и поручил разработать планы по индустриализации — «старое» государство жило и выживало в основном благодаря сельскому хозяйству, а «новое» должно было поражать остальной мир своей промышленностью и способностью к производству.
При Сталине за очень короткое время кардинально изменился уклад жизни людей. По всей стране строились фабрики и заводы, целью которых было создать экономику, способную полностью обеспечивать саму себя.
Узбекистан и тогда, и сейчас — преимущественно аграрная страна, «золотом» которой остается хлопок. Чтобы быстрее и удобнее его перерабатывать, в 1932 году в конце нашей улицы начинают строить Ташкентский текстильный комбинат, что в будущем очень сильно скажется на значимости улицы и её архитектуре (самого комбината уже нет, он располагался там, где сейчас полукруглая эстакада переносит вас с Нукусской на Мукими, но в народе до сих пор можно услышать «встретимся на текстиле»).
Со строительством комбината улица сразу же перешла в разряд «парадных». Это значит, что по ней в любое время мог проехать кто угодно из высшего руководства — понаблюдать за продуктивным трудом рабочего народа, — а значит, и архитектура должна быть соответствующей. К разряду «парадных» улиц того времени относятся также нынешние улицы Навои, Бабура, чуть позже — Аккурган и Буюк Ипак Йули.
Но за преобладанием первоклассной для своего времени архитектуры «парадные» улицы прятали секрет, который до сих пор проявляется в виде некой традиции — за красивыми фасадами остаются неприглядные малоэтажные кварталы, условия жизни в которых, несмотря на наличие величественных соседей, практически не меняются.
Вот, например, фрагмент улицы Навои в 50-е годы. С Руставели было то же самое:
Здесь стоит отметить, что улице Руставели очень повезло (как и нам повезло с ней) — застраиваясь в тридцатые годы, она застала крайне интересный этап в советской архитектуре. Еще чувствовались традиции авангардного конструктивизма (который, вместе с немецким Баухаусом, заложил основы современной архитектуры), но также проявлялись размах и та же «парадность» сталинского времени, рождая крайне интересные сочетания.
Первым знаковым зданием стала поликлиника, построенная в 1934 году. Она и до сих пор исправно выполняет свои функции в качестве районной, но к ней не подобраться с камерой — на входе строгая охрана, а вокруг, к счастью, большие здоровые деревья.
Поэтому вот старая фотография:
Кстати, по структуре здание очень похоже на нынешнее здание Министерства юстиции, построенное на пару лет раньше. К сожалению, сейчас снаружи оно выглядит уже не так, но до сих пор, гуляя по Бродвею, можно оценить интересный подход архитекторов к использованию пространства.
Второе знаковое здание — бывший Фрунзенский торговый центр, который до сих пор стоит на углу Руставели и Бабура. Главная его особенность — огромные панорамные окна от пола до потолка. В последние годы они постоянно завешены рекламой, но либо мне повезло поймать нужный момент, либо их действительно решили оставить открытыми.
А теперь еще раз — это конец тридцатых! В то время мимо здания запросто мог пройти караван верблюдов или арба с седым торговцем, и смотрелось оно в то время просто космически.
Нельзя не поделиться другим примером — это фабрика-кухня, на месте которой сейчас центральный офис УзАвто. Вполне себе сюрреалистично и типично для того времени:
Было бы здание торгового центра построено лет на 10 позже, было бы как с этим на Урде — меньше стекла, меньше света, больше мрачных коридоров и тяжелых дверей.
Третий важнейший образец архитектуры по нашей улице — Дом культуры тех же текстильщиков, в котором сейчас расположен Международный культурный центр. Всё те же приемы конструктивистов — много простых линий, вынесенные наружу элементы конструкции для создания дополнительного места внутри, много стекла. И уже явные стилистические дополнения — фактически ненужные, но добавляющие своего шарма небольшие колонны.
Говоря про «излишества», обязательно нужно отметить несколько жилых домов по диагонали от Культурного центра. Недавно их приятно покрасили, оставив цвет кирпичей и подведя белым украшения. Выглядит местами слишком броско и претенциозно, но в этом определенно есть свой стиль.
В остальном же архитектура по Руставели — либо классический сталинский ампир, либо хрущевки, либо уже современные новостройки:
Что-то прячется за деревьями еще с тех времен, когда не было центрального отопления, и в каждой квартире или подъезде были свои печи:
Чем ближе к Комбинату, тем более парадным становится жилье:
Арки, куда без них:
Ну и эстрадно-цирковой колледж, который даже сейчас успешно вписывается в куда более современный пейзаж:
Интересная находка, суть которой не дошла до меня с первого взгляда. Этот масштабный дом с огромными порталами и гипсовой лепниной построен в 1954 году.
В марте 53-го умер Сталин, и через два года было принято постановление об «устранении излишеств в проектировании и строительстве». Возведение зданий исключительно для элит ушло в прошлое, началась эра хрущевок и персональных квартир в многоэтажных домах, так что этот дом — один из последних, построенных по «старым» правилам.
А еще на улице есть сразу два важных для Ташкента дома. Созданные практически сразу после землетрясения, они стали первыми девятиэтажными зданиями столицы. Скоро им 60 лет.
Сейчас, со всей своей красотой и значимостью, улица Руставели страдает от тех же проблем, что и любая другая похожая на нее улица. Огромное количество визуального мусора и проблемная общественная среда. Но главное — транспорт.
Со времен появления аэропорта, а затем и Южного вокзала, улица Руставели стала одной из важнейших городских магистралей, с необходимостью пропускать десятки тысяч человек. До 2016 года с вопросом очень успешно справлялся трамвай, но затем, как известно, его полностью убрали по всему городу. В последнее время идет много разговоров о возвращении трамваев на улицы. А после встречи мэров двух столиц грузинская сторона написала, что по улице Руставели возможно снова пустят трамвай.
В целом, если привести здания в порядок и первоначальный вид, а также улучшить общественную среду, улица вполне может стать чуть ли не самой интересной во всем городе. Возможно, всё к этому и идет.
Дополнительные источники фото: блог Baiki rusicha, «Письма о Ташкенте», Tashkent Retrospective, HisTashkent